Тенденции гуманизации и демократизации образования

Страница 1

В Европу идеи гуманизма проникли позже (XV — XVI вв.), они нашли свою почву в русском обществе и со временем трансформировались в русскую гуманистическую традицию. По утверждению философа В.А. Малинина, к русской гуманистической традиции следует подходить, как к историко-культурному явлению, в котором с отдаленных времен обнаруживаются три ясно различимых пласта: народный гуманизм (общинно - патриархальный по своему характеру), религиозный (отчасти христианско-демократический по сути) и светский (во многом философско-просветительский в своем теоретическом качестве). Русские философы всесторонне разрабатывали и старались привлечь всеобщее внимание к проблемам человеческой сущности.

Искания русской интеллигенции отразились не только в философских, но и в педагогических трудах. В работах ряда исследователей рассматривается проблема возникновения и развития гуманистических идей в отечественной педагогике. (А.О. Малинин, Ф. Егоров, Н.Д. Соколова, И.Л. Щипанов, Д. Бабишин и др.). Для понимания социальных и духовных проблем истории XVIII - первой половины XIX вв. большое значение имеют философские произведения Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Н.О Лосского и др., исторические труды СМ. Соловьева, В.О. Ключевского

В трудах исследователей, посвященных проблемам демократизации и гуманизации общества и образования России, выражены различные подходы к идее гуманизации и демократизации как к особому явлению в жизни общества и отдельных граждан. Анализ работ в этой области показал, что содержание терминов демократизация и гуманизация образования трактуется исследователями, по крайней мере, в десяти вариантах: название различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли; название той области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам; характеристика пролетарской идеологии, социалистического образа жизни; обозначение нравственных качеств личности (человечности, доброты, уважения; определение важнейшего фактора развития личности как высшей ценности, как цели; особые отношения между учителем и учащимися, индивидуальный подход к каждой личности; название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов и др.)

Но при всем различии взглядов в большинстве случаев гуманизация и демократизация образования обосновывается как неограниченный в социокультурном пространстве, демократически ориентированный, интенсивный педагогический процесс, в центре которого находится личность ученика. Основным смыслом педагогического процесса становится свободное гармоничное развитие личности.

Проблемам демократизации и гуманизации российского образования посвящены историко-педагогические диссертационные исследования. Часть работ (А.В. Дикарева, В.М. Голованов), в которых рассматриваются вопросы, связанные с демократизацией и гуманизацией образования в России, к сожалению, написана с позиций идеологических установок: к прогрессивным идеям подходят как к «арене общественно-политической борьбы», или затрагивают аспекты интересующей нас идеи только в той мере, в какой это было необходимо для раскрытия основного содержания работы. Необходимо отметить, что освещенные в данных исследованиях исторические эпохи не совпадают с рамками избранного нами исторического периода. Несмотря на внимание исследователей к вопросам демократизации и гуманизации образования, данные идеи не получили своего научного осмысления по отношению к избранной нами исторической эпохе. Нет работ, предметом которых было бы изучение идеи гуманизации и демократизации в образовании России в обозначенный нами исторический период, что и обусловило выбор темы: «Тенденции демократизации и гуманизации образования в истории отечественной педагогики и школы конца XVIII — начала XIX вв.» Цель исследования: проследить процесс зарождения идей демократизации и гуманизации российского образования в период конца XVIII - начала XIX вв. и определить в изучаемом историческом опыте то, что представляет научную ценность для решения рассматриваемой проблемы на современном этапе.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи: - проанализировать социально-экономические, политические и культурные преобразования, определившие возникновение в России в конце XVIII - начале XIX вв. гуманистических и демократических идей, а также выявить пути распространения западноевропейских просветительских учений в России в конце XVIII -начале XIX вв.; - проследить динамику развития прогрессивных идей гуманизации и демократизации российского образования в исследуемый период; - выявить основные гуманистические искания в теории образования и их применение в школьной практике в России в конце XVIII - начале XIX вв.; - охарактеризовать роль российской передовой педагогической общественности в деле развития демократических и гуманистических идей в образовании в России в рассматриваемую эпоху.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Метод минимума и максимума
Довольно часто встречаются задачи, в которых требуется определить наибольшее или наименьшее значение величины из всех возможных. Основы такого метода следуют из принципа Ферми, экстремума энергии. В некоторых задачах удается воспользоваться известными алгебраическими неравенствами (Нер-во Коши). За ...

Анализ опыта работы школы по введению современной методики духовно-нравственного воспитания младших школьников
После целенаправленной проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию (на экспериментальную работу было затрачено 12 часов) в общеобразовательной средней школе №4 города Соль-Илецка, Оренбургской области, мы провели такой же опрос младших школьников. Объяснили все понятия 24 человек. Учащих ...

Условия успешного влияния дидактических игр на развитие профессионально значимых качеств учителя технологии и предпринимательства
Образовательный процесс в вузе, представляя собой комплексную систему дидактических воздействий, направлен в рамках личностно ориентированного обучения на реализацию целей развития личности. Исходя из принципиально верного положения о формировании и развитии личности в деятельности, в том числе и и ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru