Методологической основой исследования являются философскопедагогические и философско-социальные исследования о человеке (И.А. Ильин, Н.О.Л осский, Н.А. Бердяев и др.); положения о диалогическом подходе к культурному наследию прошлого (П.Ф. Каптерев, В.О. Ключевский, М. Соловьев и др.); философско-педагогические концепции взаимосвязи и взаимообусловленности мирового педагогического процесса, своеобразие его проявлений в отдельных странах (В.А. Малинин и др.); цивилизационный подход, позволяющий рассмотреть развитие русской педагогики во взаимосвязи со всемирным историко-педагогическим процессом (Г.Б. Корнетов, Б.С. Гершунский и др.).
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: историко-педагогический и сравнительный анализ различных литературных и документальных материалов, архивных источников; сопоставление, обобщение фактов, идей, источников, целенаправленно отобранных для исследования, оценка и анализ выявленных тенденций в ретроспективном и прогностическом плане и др.
Источниковедческой базой исследования явились материалы Российского государственного архива древних актов (РГАДА); Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб.); материалы рукописных фондов государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (РНБ); Центра хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК); издания Министерства народного просвещения, отражающие программно - методическую работу в общеобразовательных учреждениях; учебная и методическая литература исследуемого периода; труды философов-гуманистов, педагогов, общественных деятелей, а также исследования, посвященные анализу творчества педагогов изучаемого периода.
Хронологические рамки исследования. Они охватывают период — конца XVIII - начала XIX вв Данное историческое время в нашей стране связано с периодом реформирования различных сторон государственного управления, поисков новых идеалов духовности, попыток либерализации общественно-политической жизни, а также с просветительской деятельностью Екатерины II и Александра I, которая привела к огромным социально-культурным изменениям, в том числе, к созданию государственной системы образования, появлению новых типов образовательных учебных заведений. Период конца XVIII - начала XIX вв. характеризуется активным участием отечественной педагогической мысли в просветительском движении в стране.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что, в результате анализа многочисленных архивных и литературных источников: -выявлены тенденции развития демократических и гуманистических идей в отечественном образовании, обусловленные особенностями развития общественно-экономических отношений в России конца XVIII - начала XIX вв., а также целостно раскрыт сложный и неоднозначный процесс возникновения и развития данных просветительских идей в отечественном образовании; доказано, что накануне социально-экономических преобразований в жизни российского общества рассматриваемого нами исторического периода нормы гуманного воспитания провозглашались и поддерживались прогрессивными слоями российского общества; -обозначена качественная характеристика состояния подготовки педагогических кадров, а также состава учащихся государственных заведений, позволяющая представить степень влияния гуманистических и демократических идей на педагогическое образование и развитие содержания образования и методов обучения в российской школе в конце XVIII - начале XIX вв.; -выявлены основные демократические и гуманистические тенденции в теории и практике образования и воспитания в России конца XVIII - начала XIX вв. (расширение возможностей у различных слоев общества получения образования; стремление передовой школьной практики и педагогической мысли к изменению отношений между наставниками и учащимися и др.).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что конкретизированы историко-педагогические представления о гуманизации и демократизации в теории и практике отечественного образования конца XVIII - начала XIX вв.; раскрыто взаимопроникновение гуманистических начал отечественной II педагогики исследуемого периода и профессивных идей западноевропейской культуры, находящие отражение в теории и практике российского образования, в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений; выявлено место исследуемого нами исторического периода в историко-педагогическом процессе гуманизации и демократизации системы народного образования в России. Полученные результаты пополнят научный фонд современных историко-педагогических исследований.
Информация по теме:
Методы обучения, их классификация
Понятие «метод обучения» довольно сложное, что обусловлено чрезвычайной многогранностью процесса, который должен отражать сущность данной категории. Г. Ващенко подал содержание общих методов обучения и их классификацию. По его мнению, метод обучения - это средство или система средств, сознательно п ...
Возрастные особенности младших школьников
В возрасте от 6 лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7 см в год. Средний рост 6-ти летних детей составляет лишь 1.22 м, к подростковому возрасту он увеличивается до 1.52 м. Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к 9-ти годам и немного обгоняя к 10-ти. Вес в этом возрасте ...
Профессиональная практика: место и роль в подготовке будущего специалиста
Повышение качества профессиональной подготовки специалиста в высшем учебном заведении требует решения многих проблем: Совершенствование содержания учебных дисциплин, методики их преподавания, организации контроля и др. В этом ряду профессиональная практика занимает важное место, являясь одновременн ...