Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов в практике проектирования инновационных, современных образовательных систем. Полученные новые знания о содержании демократических и гуманистических идей образования и воспитания в России в конце XVIII - начале XIX вв. могут быть использованы в дальнейшем изучении истории педагогической мысли для обогащения методологии и методики историко-педагогического исследования, а также материалы исследования могут использоваться для преподавания спецкурсов по истории педагогики и истории образования, теории воспитания и обучения, отдельных спецкурсов в педагогических вузах, в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Основные положения, выносимые на защиту: - период конца XVIII - начала XIX вв., в отечественной педагогике является временем появления первых демократических и гуманистических идей в русской педагогической мысли, и этим она обязана складывающимся новым социально-экономическим отношениям в России, а также влиянию западноевропейской гуманистической философии и педагогики; - изменения в политической, экономической и общественно-педагогической жизни России, последовавшие в связи с реформами, проводимыми на протяжении конца XVIII - начала XIX вв. правительством и отечественными просветителями, позитивно отразились на развитии демократических и гуманистических идей в образовании и воспитании; - развитие российской педагогической мысли на основе идей гуманизации и демократизации образования способствовало формированию в России государственной системы народного образования в конце XVIII - начале XIX вв.
Выделение в системе нравственных отношений подсистему «учитель родители учащихся» исходит из того, что семья является бесспорно важнейшим источником формирования нравственных позиций ребёнка, закрепления его нравственно-психологических установок. В семье у ребёнка формируются начальные представления о цели и смысле жизни, ценностные ориентации, нравственные и социальные потребности и т.д. Поэтому учитель должен знать, какие нравственные представления сформированы у ребёнка, в каких условиях происходило это формирование. Характер взаимоотношений родителей и учителей нельзя представлять как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность их целей и задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).
Информация по теме:
Формирование этнотолерантности у младших школьников
В современной меняющейся России обострился ряд противоречий, в частности, противоречие между ростом национального самосознания, вытекающее в попытку возрождения национальных культур, и фактической неготовностью общества к позитивному восприятию всего национального многообразия нашего мультикультурн ...
Изучение уровня духовно-нравственного развития у младших подростков в
современной общеобразовательной школе
Анализ возможностей русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков предполагал определение состояния этой проблемы в школьной практике. Нами изучен и обобщен опыт работы многих учителей, педагогов дополнительного образования общеобразовательных школ г. Улан-Удэ, ...
Экспериментальное исследование выявления интеллектуальной одаренности
школьников
Целью данного эксперимента было выявить интеллектуально одаренных детей (ребенка) в экспериментальной группе, а также проанализировать общую ситуацию, в которой она развивается. В качестве экспериментальной группы было выбрано десять школьников восьмого класса средней школы с различным уровнем успе ...