Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов в практике проектирования инновационных, современных образовательных систем. Полученные новые знания о содержании демократических и гуманистических идей образования и воспитания в России в конце XVIII - начале XIX вв. могут быть использованы в дальнейшем изучении истории педагогической мысли для обогащения методологии и методики историко-педагогического исследования, а также материалы исследования могут использоваться для преподавания спецкурсов по истории педагогики и истории образования, теории воспитания и обучения, отдельных спецкурсов в педагогических вузах, в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Основные положения, выносимые на защиту: - период конца XVIII - начала XIX вв., в отечественной педагогике является временем появления первых демократических и гуманистических идей в русской педагогической мысли, и этим она обязана складывающимся новым социально-экономическим отношениям в России, а также влиянию западноевропейской гуманистической философии и педагогики; - изменения в политической, экономической и общественно-педагогической жизни России, последовавшие в связи с реформами, проводимыми на протяжении конца XVIII - начала XIX вв. правительством и отечественными просветителями, позитивно отразились на развитии демократических и гуманистических идей в образовании и воспитании; - развитие российской педагогической мысли на основе идей гуманизации и демократизации образования способствовало формированию в России государственной системы народного образования в конце XVIII - начале XIX вв.
Выделение в системе нравственных отношений подсистему «учитель родители учащихся» исходит из того, что семья является бесспорно важнейшим источником формирования нравственных позиций ребёнка, закрепления его нравственно-психологических установок. В семье у ребёнка формируются начальные представления о цели и смысле жизни, ценностные ориентации, нравственные и социальные потребности и т.д. Поэтому учитель должен знать, какие нравственные представления сформированы у ребёнка, в каких условиях происходило это формирование. Характер взаимоотношений родителей и учителей нельзя представлять как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность их целей и задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).
Информация по теме:
Анализ целей и задач в физическом воспитании дошкольников
Цель физического воспитания вытекает из основной цели воспитания, 'отражая при этом специфические особенности физкультурной деятельности. На современном этапе, в отличие от эпохи строительства коммунизма, нет единого подхода к определению цели физического воспитания дошкольников. Каждый исследовате ...
Условия организации труда
Планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность. В зависимости от возраста детей педагог отдает предпочтение разным формам деятельности. Для того чтобы ...
Деление художественной литературы на роды и виды
Художественная литература в зависимости от целей и способов изображения жизни делится на три главных рода: эпос, лирику, драму, а внутри рода – на виды, так называемые жанры. Эпос – род художественной литературы, цель которого – воспроизведение событий внешних по отношению к автору, объективного хо ...