Художественная литература в зависимости от целей и способов изображения жизни делится на три главных рода: эпос, лирику, драму, а внутри рода – на виды, так называемые жанры.
Эпос – род художественной литературы, цель которого – воспроизведение событий внешних по отношению к автору, объективного хода жизни, где автор "является как бы простым повествователем того, что совершается само собой" (В.Г. Белинский). Главное в эпическом произведении – изображение событий, действий героев, их характеров и взаимоотношений между собой. Определенная последовательность событий называется сюжетом.
Автор эпического текста как бы скрыт от читателя за сюжетом, но задача учителя научить детей в работе с произведениями этого рода – увидеть позицию автора, его отношение к изображаемому, осмыслить эту позицию, согласиться или не согласиться с ней, выяснить его идею, главную мысль произведения, то, ради чего оно было написано.Жанры эпоса: роман, повесть, рассказ, сказка, басня, былина, загадка, пословица и т.д.
Лирика – изображение переживаний человека, его душевного состояния, его чувств. В лирических произведениях жизнь, ее закономерности изображаются не через события, как в эпическом тексте, а через восприятие этих событий автором. Поэтому в данных произведениях главное действующее лицо – сам автор, а место действия – его внутренний мир. Есть стихи – лирические монологи, где поэт исповедуется, рассказывает о своих переживаниях. Поэтому лирику иногда определяют как "мое слово" о "моем переживании".
Но герой лирики, лирический герой, и автор – это не всегда одно и то же лицо. На самом деле если бы в каждом произведении автор рассказывал о себе, о фактах из своей жизни, мы бы решили, что он много раз влюблялся, что жил во многих странах мира, что Пушкин любил, когда в речи допускают грамматические ошибки, ведь пишет же он как бы от своего имени в "Евгении Онегине":
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
"В каждом лирическом стихотворении у истинного поэта новое "я", – заметил поэт В. Брюсов.
В лирическом тексте может не быть сюжета в эпическом смысле этого слова, а если и изображается какое-либо событие, то лишь для того, чтобы показать отношение автора к изображаемому, чувства, возникающие у него при восприятии события. Развитие этого чувства, его переливы, видоизменение – это и есть лирический сюжет. Иногда стихотворение представляет собой описание природы, но это изображение всегда пронизано авторским чувством, поскольку всегда это картина природы, воспринимаемая душой поэта. Если этого чувства нет, у читателя не возникает сопереживания, а значит, это не лирика в истинном смысле этого слова. Передача чувств и настроения в лирическом произведении требует особого мастерства от художника, особых средств художественной выразительности. Это и ритм, и особая экспрессивная лексика, и стихотворный размер, и повторы, и паузы, и поэтический синтаксис.
Драма. Лучшее определение этого рода было дано, на наш взгляд, Аристотелем: "Драма – подражание действию действием, а не рассказом". В этом определении выявлено коренное отличие драмы от эпоса: не автор рассказывает о событиях, мыслях, чувствах героев, а герои сами действуют, сами говорят о себе, о своих чувствах и переживаниях. Так создается характер героя в драме и раскрывается для читателя и зрителя. Принципиальное отличие драмы от других литературных родов состоит в том, что она предназначена для постановки на сцене, в театре.Драма – развивающийся, трансформирующийся литературный род, в нем, как и в других литературных родах, совершенствуются способы изображения жизни и человека.
Информация по теме:
Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации ...
Сущность проблемного
обучения
Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении нов ...
Воспитание как средство формирования личности человека
Основой воспитания (фундаментом фундамента) является воспитательная готовность — особое состояние психофизиологических структур, которое формируется под воздействием внешних и внутренних факторов и предшествует собственно воспитанию и обучению, всякому психическому процессу: ощущению, восприятию, п ...