Исследование пространственных представлений было организовано в детском саду № 471 Калининского района г. Новосибирска с детьми 3-4 лет (вторая младшая группа).
Детский сад работает по программе "Обучение и воспитание в детском саду". Автор: М.А. Васильева.
Исследование было организовано в 3 этапа.
1 этап: констатирующий. Сроки: 17-31 января 2011г.
Цель: изучение уровня пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией.
Задачи:
Формирование участников контрольной (дети с речевым развитием соответствующим возрасту) и экспериментальной (дети с дизартрией) групп.
Подготовка стимульного материала к исследованию.
Подготовительная просветительная работа с родителями и педагогами
Диагностика детей четвертого года жизни с речевым развитием, соответствующим возрасту и детей четвертого года жизни с дизартрией.
Сравнительный анализ результатов.
II этап: формирующий. Сроки: 1 февраля - 15 мая 2011 г.
Цель: развитие пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией.
Задачи:
Подбор и систематизация материала для занятий с детьми четвертого года жизни с дизартрией.
Проведение занятий логопеда по предложенному плану.
Консультативная работа с родителями, анкетирование.
III этап: контрольный. Сроки: 16 мая - 31 мая 2011 г.
Цель: анализ эффективности мероприятий по развитию пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией.
Задачи:
Повторная диагностика детей четвертого года жизни с речевым развитием, соответствующим возрасту и детей четвертого года жизни с дизартрией.
Сравнительный анализ результатов.
Анализ эффективности проведённой работы с помощью математико-статистических методов.
В исследование было включено 12 детей с речевым развитием, соответствующим возрасту и 12 детей с дизартрией.
На основании проведенного анализа диагностических методик по исследованию пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией мы разработали систему диагностических заданий для обследования пространственных представлений у детей данной категории.
Методики, используемые для изучения пространственных представлений детей контрольной и экспериментальной групп, подобраны с учетом методических рекомендаций Г.А. Волковой, Е.А. Стребелевой, Н.В. Серебряковой, Л.В. Лопатиной.
1 серия. Ориентировка "от себя".
Задание 1. Покажи правую руку.
Цель: выявить уровень ориентировки в собственном теле.
Проведение обследования: "Подними правую руку вверх".
Задание 2. Покажи левую руку.
Цель: выявить уровень ориентировки в собственном теле.
Проведение обследования: Педагог: "Подними левую руку вверх".
Задание 3. Покажи правую ногу.
Цель: выявить уровень ориентировки в собственном теле.
Проведение обследования: Педагог: "Выстави правую ногу вперед".
Задание 4. Покажи левую ногу.
Цель: выявить уровень ориентировки в собственном теле.
Проведение обследования: Педагог: "Выстави левую ногу вперед".
Оценка результатов:
2 балла - ребенок правильно выполняет задание по вербальной инструкции.
1 балл - ребенок выполняет задание с помощью взрослого или по показу.
0 баллов - ребенок не может выполнить задание или отказывается от выполнения.
Информация по теме:
Нравственное воспитание педагога
Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное са ...
Понятие дидактической поисковой модели
Дидактические поисковые модели основаны на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем. Понятие "дидактические поисковые модели" отличается от понятия метода обучения, т.к. включает в себя, кроме метода обучения, также и деятельность учащихся и позицию учителя. Обобщенной ба ...
Диагностика нарушений поведения учащихся экспериментального и контрольного
классов
Данный этап является диагностическим, на этом этапе нужно выявить учащихся имеющих нарушения в поведении. Для того чтобы выявить отклонения в поведении целесообразно провести диагностику, такой может являться карта наблюдений Стотта. Карта наблюдений (КН) Стотта состоит из 16 комплексов симптомов-о ...