Объем изучаемого в 4-м классе по «Программе по математике в 1-4 клас-сах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач:
- нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 1 000 000, число 0;
- понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результат (сумма или разность чисел));
- понятие операций умножения и деления (множитель, делимое, делитель, результат (произведение множителей или частное от деления));
- порядок выполнения операций в составных арифметических выраже-ниях со скобками;
- таблица умножения от 1 до 10 и обратного деления двухзначных таблич-ных произведений на однозначные множители и 10;
- поразрядное сложение и вычитание одно- и многоразрядных чисел в пределах 1 000 000 с переходом через разряд;
- операции внетабличного умножения и деления одно- и многоразрядных чисел в пределах 1000 000, деление с остатком;
- Дроби и операции с дробями. Понятие о дроби, числителе и знаменателе дроби. Дроби, которые равняются единице. Сравнение дробей. Уровни дроби. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению его дроби;
- Преобразование числовых выражений, которые содержат несколько арифметических действий разных степеней без дужек и с дужками;
- Уравнение с одной переменной. Уравнение, в которых один из компо-нентов действия является выражением с переменной (ознакомление);
- Алгебраический метод решения сюжетных составных задач (ознаком-ление);
- расширенное знание единиц длины (мм,см, дм, м, км), веса(г, кг, т), объема(л), времени (секунда, минута,час, день, неделя, месяц, год) и связи между единицами;
- Преобразование единиц измерения величин. Сравнение именованных чисел. Арифметические действия с именованными числами;
- Скорость объектов в прямолинейном равномерном движении. Единицы скорости. Сравнение именованных чисел, представленных в единицах скорос-ти. Зависимость между скоростью объекта, временами и пройденным путем при равномерном прямолинейном движении и формулы для их вычисления;
- знание объемных и простых геометрических фигур, их элементов и периметров прямоугольников;
- Площадь. Сравнение объектов по площади. Единицы площади – квад-ратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар (сотка), гектар. Соотношение между единицами площади. Формула площади прямоугольника. Задачи на нахождение площади прямоугольника и обратные к ним;
а) Простые и составные задачи
Составные задачи, которые являются комбинациями изученных видов простых задач на действии разных степеней.
Задачи, которые содержат нахождение дроби от числа, числа по значе-нию его дроби.
Простые и составные задачи на установление зависимости между скорос-тью, временами и путем при равномерном прямолинейном движении.
Простые задачи на вычисление продолжительности события, даты его начала, даты окончания события.
б) Типичные сюжетные задачи
Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Задачи на двойное сведение к единице. Задачи на пропорциональное деление. Задачи на нахож-дение неизвестных по двум разностям.
Задачи на общую работу.
Задачи, на равномерное прямолинейное движение двух тел в одном и в разных направлениях.
в) Задачи с буквенными данными.
г) Общие приемы решения задач
Анализ содержания задачи. Составление вспомогательной модели задачи: короткой записи (схема, таблица, черчение), схематического рисунка. Прикидка ожидаемого результата. Поиск разрешающей модели задачи. Математическая модель задачи. Ответ на вопрос задачи. Проверка правильности решения: прямая и косвенная. Исследование задачи, творческая работа над задачей
д) Задачи на зависимость скорости от изменения расстояния при посто-янном времени; от изменения времени при постоянном расстоянии. Преобра-зование именованных чисел, представленных в единицах площади. Задачи на движение тел по течению и против течения реки.
Информация по теме:
Содержание деятельности учителя по формированию основ мировоззрения
В основном, формирование научного мировоззрения в начальной школе закладывается на уроках окружающей среды, где младший школьник получает ответы на вопросы о законах, по которым существует окружающий мир. Чернышевский очень высоко оценивал роль и значение естественных наук. Он рассматривал их как м ...
Семинарское занятие в
проблемном обучении
Семинарские занятия рассматриваются как средство повышения познавательной активности учащихся. Они дают возможность коллективно рассмотреть те или иные вопросы, обсудить возникающие проблемы, глубже понять изучаемую тему. Семинары полезны еще и тем, что каждый может высказать свое мнение, если потр ...
Место дидактических поисковых моделей в подходах к
преподаванию биологии
От овладения учащимися учебными умениями практического, интеллектуального и общеучебного характера зависит эффективность познавательной деятельности учащихся на уроке. А овладение различными учебными умениями, в свою очередь, зависит от организации познавательной деятельности школьников на уроке. П ...