Описание структуры университетского образования

Страница 1

Обращаясь к истории возникновения университета (15,5), можно проанализировать, что ученые, философы и педагоги боролись за сохранение главного назначения университетов – быть эталонами, центрами высокого знания, очагами развития интеллекта и культуры духовного мира человека. Начиная с момента зарождения, университеты выполняли функцию интернациональных центров науки, образования и культуры. Университеты были колыбелью науки, способствовали развитию знания, рождению новых теорий, это было место развития разумного мышления.

Известный французский мыслитель – энциклопедист Жозеф Эрнест Ренан утверждал, что на свете существуют народы и государства двух порядков: у одних есть ученые, у других нет.

В Европе университеты появились в начале 13 века. По своему статусу и привилегиям, полученным от папы и короля, а также по классическим традициям интеллектуальной деятельности они – продукт европейской христианизированной античной традиции. Подлинная идея – universitas – кооперации.

До сих пор нельзя сказать с уверенностью и однозначно ответить на вопрос: чем же определяется сам факт возникновения каждого конкретного университета? Определенной закономерности появления университетов нет, они возникали, отвечая в каждом конкретном случае на спонтанно и естественно возникшие вопросы конкретного общества, смогли стать авангардом общественно- культурного прогресса, отражением меры цивилизованности народа, уровня его государственности. Высокий уровень научного знания, сформировавшиеся научные школы, обеспечивающие трансляцию и воспроизводство знаний и образованных людей, им владеющих и способных к новым открытиям, создали европейским университетам международный авторитет. Что было решающим, чтобы объединить начинающих и зрелых схоларов в корпорацию – гарант их прав и привилегий? Здесь пока не найдены новые источники, возможные только некоторые предположения, например, о том, что обусловило появление четырех-пяти первых европейских университетов. И это будет весьма наглядный пример соотношения общего, особенного и индивидуального в механизме появления новаций в культуре.

Две противоположные тенденции лежат у истоков университетов: одна из них – нацеленность на получение и тиражирование фундаментальных знаний; другая – стремление получить практическую высококлассную подготовку профессиональную подготовку.

Первая тенденция в развитии теории университета была связанна с образовательной миссией университета, обогащающей личность духовно и потому высвобождающей ее творческие способности.

Пример тому, появления схоластического метода – это пример авторского действия как компоненты университетского образования. Схоластический метод – это обобщение старой, хорошо известной процедуры, применявшейся при толковании Библии, вопросы и ответы. Но ведь если ставились проблемы, задавались вопросы, это значит, что тот или иной сюжет ставился под сомнение. А схоластика разрабатывала проблемы, то есть схватывала противоречия, формулировала их и искала способы разрешения противоречий, была положена практика логического обоснования аргумента. Схоластический метод, как считает историк Жозеф Эрнест Ренан, вел к осознанию личностью ее интеллектуальной ответственности.

В 13 веке были сделаны первые попытки создания теории «двойной истины» (то есть истины веры и истины разума) – одного из главных достижений рационализации интеллектуальной деятельности, давшей в конечном счете Декарту (1596-1650) возможность заложить теоретические принципы современного научного мышления. Итак, европейская культура средневековья благодаря возникновению университетов, зарождению науки и книжной образованности приобретает новый облик, в котором значительной чертой становятся интеллектуализм и рациональное сознание. Вторая тенденция была связана с потребностями общества в большом количестве грамотных, хорошо образованных специалистов.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Организация учебной деятельности учащихся на уроке
Успешность обучения зависит не только от методов обучения, как бы осознанно и продуманно они не подбирались учителем. Этот процесс не может быть осуществлен вне форм организации познавательной деятельности учащихся так же, как не бывает и вне времени и пространства. В философском смысле понятие «фо ...

Литературное и музыкальное народное творчество
Литературное слово имеет большое значение и в русском народном творчестве. Человек стремился выразить в музыке свое отношение к миру, земле, небу, солнцу, звёздам. Он поклонялся им, наделяя солнце, огонь, воду, землю, ветер своими человеческими чертами, просил заклиная их, даровать тепло, свет, уда ...

Виды дидактических поисковых моделей обучения
С позиции теории деятельности диалогическое общение является важнейшей составляющей современного обучения. Диалог задает контекст совместной учебной деятельности, в котором происходит развитие субъекта этой деятельности, учащегося. Применительно к школе, ключевым для понимания роли диалогического о ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru