Работа посвящается вопросам образования подростков. Основная проблематика формируется вокруг содержания образования, связанного с теоретическим мышлением и авторским действием. Благодаря развивающему обучению мы научились в начальной школе формировать теоретическое мышление. Но возникает вопрос, востребовано ли оно в подростковой школе?
В настоящее время известно несколько направлений исследований и практических разработок, связанных с теоретическим мышлением, в образовании подростков, основными из которых являются:
разработки Московской Школы развивающего обучения под общим руководством Б.Д. Эльконина;
математическое образование в гимназии №1 и выездные, интеллектуальные школы под руководством А.М. Аронова в городе Красноярске. Развитие мышления в дополнительном образовании обсуждается в театральных и музыкальных педагогиках (но там другой тип мышления);
интересный опыт развития теоретического мышления у студентов, есть в КГУ в экспериментах А.М. Аронова, В.Г. Васильева, Б.И. Хасана, А.Г. Копытова, В.А. Болотова, И.Р. Петерсон, Т.В. Окладниковой, О.В. Знаменской.
Это как бы задает границы, точки разработанных технологий формирования теоретического мышления.
Гипотеза К.Н. Поливановой о том, что авторское действие есть ведущая форма деятельности в подростковом возрасте, потребовала серьезной проработки и понимания этого понятия. На наш взгляд, это сделано в работе Б.Д. Эльконина через содержание развивающего образования. Вот как он описывает проблематику, наделяя авторское действие тремя метафорами, - "подпись", "публикация", "редактирование". "Как можно говорить о подписи ученика, если все уже подписано его именем, но подписано не им? Можно ли говорить о публикации, если основное социальное действие – вызов к доске? Какой смысл в редактировании, если главное – это достижение результата, оцениваемого по чужим критериям? Тотальное и прямое невротическое насаждение ответственности приводит к тому, к чему и должно приводить – выпадению из образования действия. А вместе с действием – поиска, реализации, овладение своим поведением и, наконец, развития. С другой стороны, по выражению С.В. Ермакова: "Если ребенку даешь свободу действия, разрешаешь ему самому действовать, то ребенок это делает с удовольствием".
Теоретическое мышление "отслаиваясь" (превращаясь в способность) в кризисе 10-12 лет создает базу авторского действия. Так добавляется проблема связи авторского действия и теоретического мышления. Частичный ответ на проблему этой связи содержится в той же работе Б.Д. Эльконина.
Таким образом, основная проблема связана с построением содержания образования, основным стержнем которого является связка теоретического мышления и авторского действия. Наша гипотеза здесь заключается в том, что университет (а не музей, театр или другое) является адекватной культурной формой для разрешения возрастных задач в подростковом возрасте (В.Г. Васильев, С.В. Ермаков).
Цель работы - изучить значение, исторически меняющегося содержания университетского образования, с точки зрения становления и развития связки теоретического мышления и авторского действия, для понимания того, какой должна быть учебная деятельность в подростковом возрасте и разработать программу курса "Университетское образование" для учащихся пятого класса.
В работе ставилось несколько задач:
1. Описать структуру университетского образования на основе анализа истории университета.
2. Установить связь структуры университетского образования с особенностями подросткового возраста.
3. Разработать программу курса "Университетское образование" для учащихся пятого класса.
Объектом исследования является учебная деятельность в подростковом возрасте (в дополнительном образовании).
Предмет работы – программа курса «Университетское образование».
Основные методы, которые использовались в работе – анализ, поиск результативных связей, систематизация, разработка формирующего эксперимента – разработка курса.
К результатам работы можно отнести следующее:
1. Из анализа истории возникновения и развития университетского образования, проделанного И.В. Захаровым и Е.С. Ляхович, в работе "Миссия университета в Европейской культуре", мною выделена и описана структура университетского образования. Из работы А.М. Аронова и О.В. Яковлевой следует, что исследования, проводимые в университете, оказывают влияние на образовательное пространство подростковой школы.
Эти исследования проливают свет на понимание, что вся структура университетского образования, редуцированно, так или иначе, может быть представлена подростку либо реально на уроках, либо в других специально-организованных действиях, которые в этом смысле будут являться учебными.
2. Рассматривая теоретическое мышление и авторское действие, как ключевые способности необходимые формировать у подростков, в работе описана разработанная программа курса «Университетское образование» для школьников пятого класса.
Обоснование программы курса заключено в следующем.
Практика и жизнь, вся структура университетского образования, отраженная в жизни и деятельности университета, в той или иной мере должна быть предъявлена ребенку.
Предъявление материальной и духовной культуры университетов в редуцированном виде, как некое пространство, аура, как образцы жизни и деятельности будущего ребенка, позволяет надеяться, что интериоризируясь, эти отношения оказывают значительное влияние на становление внутренней духовности, интеллектуальной культуры ребенка. Эта идея «просаливания» была высказана в исследованиях В.В. Давыдова, В.И. Слободчикова и Г.А. Цукерман.
Форма итогового экзамена курса должна быть как предъявление изменившегося отношения ребенка к миру. Формой экзамена может быть конференция или фестиваль. Фестиваль является итоговым отчетом каждого ребенка. Смысл творческого отчета в этом авторском действии, возможность каждого ребенка предъявить свое отношение к миру есть момент коммуникации между детьми и миром – это способ перевода действия в мышление. Отчетное мероприятие - это способ формирования позитивного отношения к культуре, это радость, что можно предъявить себя как автора.
Программа курса "Университетское образование" была опробована в школе №320 г. Красноярска. Подробный отчет - основной части работы в главе реализация программы курса.
Кроме того, было важно посмотреть, какие изменения произошли не в смысле внешних отношений, а внутренне в развитии школьников. Мы воспользовались диагностикой определяющей рефлексии по отношению к себе для 1-3 классов, изменив и усложнив вопросы в соответствии с возрастом. Под определяющей рефлексией понимается рефлексия на уровне осмысления своих возможностей, то есть способность ребенка определять границы своих знаний, отделяя себя знающего, умеющего от себя же еще не знающего и не умеющего что-либо. В.И. Слободчиков выразил это в краткой форме: «Я знаю, и я знаю, что знаю (или не знаю) это». Диагностика была пробной, ее результаты приводятся в приложениях.
Информация по теме:
Использование педагогической оценки в воспитании
Дошкольное детство – это период активного освоения окружающего мира, первоначального фактического формирования личности, развития личностных механизмов поведения. Эффективность педагогического воздействия на ребенка в этот период зависит от оптимального выбора методов и средств воспитательной работ ...
Речевая ситуация. Типы речевых ситуаций
Важным компонентом содержания обучения русскому языку как иностранному (РКИ) является речевое умение, под которым понимают способность выражать и понимать высказывание, основываясь на знаниях и владении навыками использования языковых средств в речи. В процессе изучения иностранного языка особые тр ...
Экспериментальное исследование физической подготовленности школьников с
нарушением интеллекта
Одним из важнейших условий, способствующих лучшей реализации системы физического воспитания и оздоровления учащихся, является систематическое наблюдение (педагогическая диагностика и мониторинг) за состоянием и сдвигами (динамикой) показателей двигательной подготовленности учащихся, достигаемой ими ...