Итак, если в рамках первой тенденции разрабатываются идеалы классического универсального образования, то в рамках второй – высшего профессионального.
К концу 13 века, несмотря на свою малочисленность, университеты превратились в важнейшие центры культурной жизни Европы. Здесь зарождались и распространялись научные, правовые и теологические идеи. Они стали подлинной «интеллектуальной энергией» (Ж.Верже), подготовки светской и церковной элиты.
Пример тому, что к концу 15 века росло число университетов в Германии, ибо они пользовались поддержкой местных гражданских и церковных властей, населения, получали обильные пожертвования, особенно университеты Ростока и Грейфсвальда, получивших статус интеллектуальных центров. Они могли приглашать прославленных ученых, благодаря которым открывали новые научные направления и новые факультеты (новейшая астрономия в Кракове, гуманизм – в Вене). Возникновение университетов способствовало превращению города, где он находился в политический, экономический и культурный центр. Каждый университет представляет собой единство общего, особенного и индивидуального.
Высшее образование стало привлекать к себе внимание исследователей по мере повышения своей социальной значимости во второй половине 19 века. Заслуга этих исследований заключается в том, что они внесли необходимую ясность в представления о процессе исторического становления самого университета как социального явления и как факта культуры, а также осмыслили развитие ключевых понятий, которыми в настоящее время пользуются все философы, педагоги, теоретики университета, социологи и историки культуры. Известный американский экономист и социолог Дениэл Белл, говорит о том, что основным стержнем развития общества, во второй половине 20 века, стал не бизнес и его социальные институты, а теоретическое научное знание и общественный институт образования. По мнению ученого, «университет, поскольку это место, где конфигурируется и проверяется теоретическое знание, превратился в первичный институт общества….».
Джон Ньюмен, английский философ, теолог и педагог, писал, что университет должен заниматься интеллектуальным развитием студентов, чтобы научить их возможностям и методам делать правильные убеждения о сути явлений и постоянно стремиться к поиску истины.
Социально-педагогические идеи Хосе Ортеги-и-Гассета, испанского ученого, глубоко оптимистичны и обладают огромной жизненной силой, ибо они наполнены верой в гуманистический потенциал человеческого разума. Из анализа социально-исторического опыта развития института образования, Ортега, доказывает, что только университеты способны стать центрами воспитания «интеллектуальной элиты». Рассматривая культуру как сумму адекватных предназначений человека в современном мире, Ортега приходит к выводу, что в 20 веке основной функцией университет как высшего учебного заведения должно стать обучение «великим культурным дисциплинам». Изменение жизненного мироощущения, являющееся решающими в истории, представляется в форме поколений. Поколение, динамический компромисс между массой и индивидом, представляет собой самое важное историческое понятие и является той траекторией, по которой движется история. По мнению Ортеги, культура–это соответствующий эпохе уровень интеллектуального развития человека, обеспечивающий его способностью ориентироваться в окружающем социальном хаосе, отыскивающий собственный путь. Он пишет, выбор точки зрения – первоначальный акт культуры. Наука не идентична культуре: она является поиском истины, в то время как культура является сознательным применением уже усвоенных истин.
Информация по теме:
Управление деятельностью учащихся с нарушениями интеллектуального развития
на уроках физической культуры
Особое значение в этой системе принадлежит уроку физического воспитания, который, с одной стороны, должен отвечать всем требованиям урока специальной коррекционной школы VIII вида, с другой — иметь свои особенности, определяющиеся спецификой содержания учебного материала, общими задачами физическог ...
Занимательный материал в организации трудового
обучения и воспитания
Основной сферой деятельности детей до 7 — 8 лет является игра. Как важное средство воспитания, она значительное место занимает и в народной педагогике: « .Игры для детей — серьезное занятие, своего рода уроки, готовящие к труду . Игровая деятельность порою сливается с трудовыми праздниками и входит ...
Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с
природными объектами
Антропоцентризм современного сознания привел к тому, что в науке выработалась устойчивая парадигма: «природа как окружающая среда». Но природа это не только безликая «окружающая среда», которая, наряду с антропогенной средой, окружает человека, это и совершенно конкретные луг, лес, дерево около дам ...