Особое внимание было уделено организации страницы. Для усиления свободы оперирования с тетрадью, материал скомпонован таким образом, чтобы содержание каждой страницы было логически завершенным, каждая страница заканчивалась некоторым утверждением, подводящим итог какого-либо из этапов исследования. Это позволяет начинать работу с тетрадью, практически с любой страницы, но не отменяет необходимости возвращения к началу.
Процесс работы ребенка с тетрадью требует от него выполнения разных действий с материалом. Ему приходится не только применять имеющиеся у него знания, но также осваивать новые.
Работа ребенка с введением тетради требует от него решения задач, проверки правильности и анализа полученных решений. Работа в тетради посвящена проведению исследования, поэтому действия связаны с проведением этапов этого исследования. Этап наблюдения и выделения свойств объектов, связан с анализом чисел. Однако, если в начале тетради некоторые из чисел, анализ которых необходимо выполнить даны в готовом виде, то далее ребенку уже приходится самому их находить, например, посредством умножения. На этапе проверки и обоснования гипотез возможно применение уже выведенных утверждений. В процессе работы с тетрадью происходит введение новых терминов и знаковых средств, при помощи текста, который ребенку необходимо понять и научиться использовать в процессе работы с тетрадью.
Творческая тетрадь прошла апробацию, в которой принимали участие учителя и учащиеся шестых классов. Основными местами для апробации детьми явилась средняя общеобразовательная школа № 14 г. Назарово, а учителями семинар института психологии и педагогики развития (ИППР) г. Красноярска. В результате работы с тетрадью детьми было проведено исследование и выведен признак делимости на 11 для произвольного натурального числа, который был ими доказан для четырехзначных и пятизначных чисел. Итоги работы были представлены детьми в виде докладов на отчетном занятии, на которое были приглашены их одноклассники.
При работе с тетрадью у детей было отмечено эмоциональное отношение к материалу, что свидетельствует о том, что тетрадь действительно заинтересовывает детей.
В процессе работы детей с тетрадью было отмечено, что они попадали в запроектированные нами ловушки. Из этого можно сделать вывод, что, проводя исследование, ребенок действительно двигается путем эмпирических обобщений. Также эмпирический характер исследования подтверждается тем, что дети выводя признаки делимости, опирались при этом на математическую запись имеющихся признаков. Это подтвердило нашу гипотезу о способе движения ребенка.
Также можно отметить высокую степень самостоятельности детей во время проведения исследования, участие учителя при работе ребенка с тетрадью определялось его помощью при оформлении мыслей, а также организацией коммуникации между детьми во время работы.
Было подтверждено наше предположение, связанное с возможностью возникновения у детей в процессе работы с тетрадью своих вопросов, задач. Так в процессе работы с тетрадью у детей кроме гипотез, логика дальнейшего исследования которых заложена в тетради, была получена гипотеза, которая не была учтена при разработке тетради. Ребенком была предложена догадка о делимости на 11 трехзначных чисел:
Пусть - произвольное трехзначное число. Если
делится на 11, то
делится на 11.
Информация по теме:
Формирование у детей младшего дошкольного возраста отношения к семье как
биосоциальной структуре общества
Задачи: 1) систематизировать занятия направленные на формирование отношения к семье как биосоциальной структуре общества у младших дошкольников. 2) провести занятия направленные на формирование отношения к семье как биосоциальной структуре общества у младших дошкольников. Таблица 5 Система мероприя ...
Нравственное воспитание -
активный целенаправленный процесс
Наша российская педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. В детском саду этот процесс осуществляется в духе нравственных принципов, с уче ...
Рассмотрение технических и дидактических
возможностей и перспектив использования видео в обучении культуре иноязычного
общения
Использование видео на уроке иностранного языка и во внеурочной деятельности открывает ряд уникальных возможностей для учителя и учащихся в плане овладения иноязычной культурой, в особенности в плане формирования социокультурной компетенции как одной из составляющих коммуникативной компетенции в це ...