Перед учителем стоит задача стимулирования внутреннего диалога младшего подростка с самим собой. Благодаря внутреннему диалогу с самим собой актуализируется внутренний механизм личности - рефлексия. «Рефлексия возникает эпизодически – особенно в кризисные моменты развития, но зато позволяет эксплицировать наиболее глубокие слои субъективного опыта. Здесь анализ ведется в «системе координат» - «Я- идеальное Я», «Я – реальное Я» (реальное Я – оценка меня со стороны значимых других). Итак, в ходе индивидуальной рефлексии «неявное», размытое знание о себе становится явным, фиксирующим определенную стадию в развитии личности и создающим основу для его дальнейшего совершенствования».
Большое значение для духовно-нравственного развития личности имеет способность индивида рефлексировать на границе возможности самореализации, переживать чувство успеха.
В процессе выполнения творческих заданий возникает противоречие между ресурсами «Я» (интеллектуальными и личностными стереотипами) и уникальностью условий и требований конкретного задания. Самостоятельное преодоление личностью этого противоречия и выступает в итоге как творческое решение и одновременно – как духовно-нравственное развитие.
Личностная рефлексия направлена на создание целостного представления о самом себе как личности, на становление устойчивого образа «Я». Учитель должен научить ученика спрашивать себя, имея в виду собственную духовную деятельность: Зачем? В чем заключен смысл? Что именно? Почему так? Что требуется? Как делают другие? Что можно изменить? Каким образом можно улучшить, упростить, конкретизировать? и др.
Личностно-ориентированное образование связано с удовлетворением потребностей ребенка в различных деятельностях, интересных ему. Для младших подростков в силу их возрастных особенностей игра остается одним из самых актуальных видов деятельности.
В игре ребенок не только уточняет и закрепляет полученные знания, но и эмоционально переживает знакомые явления и ситуации. Важно, что в процессе дидактических игр в комплексе могут решаться задачи эстетического, умственного, нравственного воспитания, всестороннего развития детей; игра является важным средством воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения.
Возможность естественного включения жизненного нравственного опыта детей в решение собственных творческих задач обеспечивают упражнения в форме художественной игры. Игра, сопровождаемая пением, обеспечивает преемственность музыкального развития учащихся на разных этапах обучения, выступает инструментом познания и воссоздает картину мира.
Н.Ф. Виноградова обращает внимание на сюжетно-ролевые игры. Она считает, что именно эти игры имеют особое значение в развитии индивидуальности ребенка. Это связано с особенностями ролевой игры: ребенок берет на себя роль, действует в воображаемой ситуации, вступает в игровые взаимоотношения со сверстниками, вместе с ними создает сюжет игры. Все это он делает по своему разумению, самостоятельно. Дети свободны в выборе партнеров, действий, сюжета и аксессуаров игры.
Использование законов театрального искусства позволяет нам свободно комбинировать материал, применяя основные (этюды, упражнения, игры) и вспомогательные (музыка, рисование, аутотренинг, сочинительство) средства. В это время создаются необходимые предпосылки для более успешного перехода от предметной деятельности к сюжетно-ролевой игре. При этом ребенок обучается принимать на себя ролевые позиции, развернутые эмоциональными и двигательными проявлениями. Дети проживают сюжетную ситуацию длительное время без признаков утомляемости. Здесь ребенок обучается включаться в ситуацию нравственного выбора, победы добра над злом. Принимая ролевые позиции, ребенок идентифицируется с персонажем, следует заданному сюжету, различает положительных и отрицательных героев. Дети учатся понимать значение нравственных качеств (жизнерадостность, умелость, доброта, упорство и терпение, трудолюбие и забота, сообразительность и находчивость, смелость). Проведение интегрированных занятий показало, что у детей, включенных в учебно-воспитательный процесс посредством театрализованной деятельности, актуализируется игровая мотивация, они раскрепощаются, повышают свою познавательную активность, расширяют кругозор. В результате успешно формируется произвольность поведения и психических процессов, что служит необходимой предпосылкой для становления целенаправленной учебной деятельности.
Информация по теме:
Программные требования к сюжетным задачам в 3 классе
Объем изучаемого в 3-м классе по «Программе по математике в 1-4 клас-сах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач: - нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 1000, число 0; - понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результат (с ...
Основные методы преподавания информатики в начальной школе
На современном этапе актуальными остаются вопросы: «Чему учить малышей на уроках информатики? должен ли предмет «информатика» быть выделен в отдельный урок? кто должен преподавать информатику — учитель начальных классов или преподаватель информатики? Но самый главный вопрос — как учить малышей? Изв ...
Организация самостоятельной работы учащихся при
изучении темы «Настройка анимации в мультимедиа презентации»
Для эффективной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала. Исходя из пункта 1.3, по характеру учебной самостоятельной деят ...