На этапе опытно-экспериментальной работы в ходе первой диагностической методики «Нравственные предпочтения» на выявление уровня потребностно-мотивационного компонента колебалась в сторону увеличения относительно констатирующего эксперимента в пределах 35,4% (нижняя граница) и 14,7% (верхняя граница), а на контрольном срезе данные показатели составили: нижняя граница – 29,1%, верхняя граница – 19,6%.
По когнитивному компоненту нижняя граница в экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента составила 26,9%, а на контрольном – 14,3%, верхняя граница на констатирующем этапе равна 16%, на контрольном этапе – 29,4%.
По эмоционально-оценочному компоненту: констатирующий этап верхняя граница равна 13,8%, на этапе контрольного среза – 25%, нижняя граница в констатирующем эксперименте равна 30,9%, на контрольном срезе – 14%. Это, несомненно, иллюстрирует положительную динамику в развитии у детей опыта творческой деятельности.
Показатели по ценностному компоненту также значительно увеличились: верхняя граница констатирующего эксперимента – 12,5%, верхняя граница контрольного среза – 24,1%; нижняя граница констатирующего эксперимента – 29,1%, нижняя граница контрольного среза – 18,5%. То есть мы можем говорить, что показатели улучшились почти в два раза (по верхней границе).
Таким образом, высокий уровень в среднем по всем компонентам возрос на 10,3%, а показатели низкого уровня снизились на 13,4%. В то же время изменились и средний и низкий уровни. Так, средний уровень на констатирующем этапе составил 18,3%, а на контрольном – 29,5%. Многие дети, находившиеся на низком уровне, смогли миновать низкий уровень и занять средний уровень. Низкий уровень: на констатирующем этапе – 36,6%, на контрольном срезе – 29%. Такую динамику мы получаем за счет перехода в эти уровни детей с низкого уровня. Дети проявляют элементы высокого уровня, хотя самым слабым компонентам является когнитивный компонент.
В исследовании мы пытались охватить по возможности более широкий спектр проявления нравственного опыта – особенности реального поведения, оценочные суждения, ответы и высказывания.
Экспертная комиссия отметила, что почти все ребята справились с полученными заданиями: часть самостоятельно, часть – с помощью педагога. Результаты обработки количественных показателей экспериментальных групп даны в табл. 10.
Приведем некоторые ответы учащихся.
Сережа Б. (2009 г.) так аргументировал свой ответ на вопрос: «Когда люди грустят?»: «Я думаю, такое происходит в разные моменты человеческой жизни. Каждый из нас когда-то испытал это чувство, потому что у нас у всех есть душа. Когда ей, душе, чего-то не хватает, она тоскует, тогда говорят: Ах, душа моя тоскует! Когда на душе тоскливо, люди грустят. А причины могут быть разными, ну, например, грустно, потому что нет друзей, грустно, потому что тебя обидели, не поняли».
Алина Н. (2009 г.) на вопрос «Нравится ли тебе посещать кружок?» ответила: - «Да, мне очень интересно здесь, потому что на таких занятиях я узнаю много того, чего не знала раньше. Я узнаю много интересного и нужного о религии, своем народе. Особенно нравится готовиться к спектаклям, выступать. После праздников у меня в душе появляется что-то светлое, доброе, хорошее!»
Из приведенных ответов видно, что ребят экспериментальных групп отличает высокая степень духовно-нравственного мотива поведения. Подростки, проявляют глубину и широту знаний нравственных норм, дают правильные оценочные суждения и высказывания, адекватные эмоциональному состоянию.
Анализ результатов работы свидетельствует о росте уровня духовно-нравственного развития школьников.
Аналогичные исследования уровня опыта творческой деятельности младших школьников были проведены и в контрольных группах. Результаты обработки полученных данных приведены в табл. 10.
Из таблиц с результатами эксперимента контрольных групп наблюдается несколько иная картина. Здесь также произошли позитивные изменения, но они не были столь значительными, как в экспериментальных группах. Это подтверждается данными процентного колебания:
высокий уровень увеличился на 0,9%;
средний уровень остался неизменным;
низкий уровень увеличился на 0,5%;
Мы объясняем это эффектом естественного развития выборки.
В конце формирующего эксперимента был проведен опрос классного руководителя 6 «а» класса, в котором проводился эксперимент. Учителя отмечали, что учащиеся экспериментальной группы на уроках чтения, русского языка стали более осмыслено и выразительно читать текст, научились глубже анализировать содержание произведений, стали более «свободны», артистичны в своих ответах на уроках, более внимательны к своим товарищам и активнее в общественной жизни класса и школы.
Информация по теме:
Реализация организации самостоятельных работ учащихся при изучении темы "Табличное
умножение и соответствующие случаи деления"
Мы в своей работе по развитию у учащихся 1-го класса умений самостоятельно работать руководствовались общими выводами и рекомендациями по данной проблеме на уроках в начальных классах, с учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учеников, а также применяли различные методы и ср ...
Исследование отечественных и зарубежных авторов по проблеме
влияния речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольника
Богатая, правильно интонированная, эмоционально насыщенная литературная речь, доступная пониманию ребенка, безусловно, стимулирует развитие детской речи, в отличие от бедной, безграмотной, невыразительной, которая тормозит речевое развитие. Кроме влияния языкового окружения на становление речи, сле ...
Формирование гуманных отношений взрослого к ребенку
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в методике - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку) ...