Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом у школьников экспериментальной группы не вызывали затруднений вопросы и творческие задания из диагностических методик, о чем убедительно свидетельствуют показатели уровней духовно-нравственного развития, а значит, можно говорить об образовавшихся взаимосвязях между компонентами духовно-нравственного школьника (потребностно-мотивационного, когнитивного, эмоционально-оценочного, ценностного).
Однако и на данном этапе мы постарались подойти более дифференцированно к оценке творческих работ каждого ребенка. Не все учащиеся по-прежнему обладают «чистыми» уровневыми характеристиками. Одни школьники более активно включались в творческую деятельность, связанную с высказыванием, размышлением о поступках, другие предпочитали театрализованную деятельность, третьи предпочли синтез музыкального и театрального.
Анализ второго (формирующего) этапа опытно-экспериментального исследования позволил сделать следующие выводы:
Данные формирующего эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенной программы «Основы православной культуры. Синтез искусств», направленной на духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе.
Сопоставление данных, полученных на констатирующем этапе эксперимента и на формирующем этапе опытно-экспериментального исследования, убедительно свидетельствует о том, что процесс духовно-нравственного развития учащихся в экспериментальной группе осуществлялся эффективнее, чем в контрольной группе. Анализ проведенных результатов отражает тенденцию преимущественного продвижения учащихся экспериментальной группы, что подтверждает необходимость и оправданность внедрения программы «Основы Православной культуры. Синтез искусств» на внеклассных занятиях «Духовный Мир и я».
1. Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
2. Духовно-нравственное развитие подростков рассматривается нами как процесс формирования у подрастающего поколения высоконравственного сознания, твердых моральных убеждений и навыков нравственного поведения. Под нравственным поведением подростков мы понимаем такие их поступки и действия, в которых проявляется отношение к моральным эталонам, к требованиям нравственного долга, действующим в обществе.
3. В России духовно-нравственное развитие традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в социально-педагогических моделях, обеспечивающих духовно-нравственные основы жизнедеятельности человека, государства, общества.
4. Религиозно-духовная культура всегда являлась частью жизни народа, в ней по-своему воплощены черты его характера, психологии, особенностей быта, история; в ней накоплено большое количество произведений, имеющих высокую эстетическую и нравственную ценность.
5. Младший подростковый возраст особенно благоприятен для начала серьезной и постоянной работы по введению ребенка в мир религиозно-духовной культуры, самостоятельного творчества. Процесс духовно-нравственного развития младшего подростка средствами православного искусства идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности.
6. Духовно-нравственное развитие – сложный и длительный процесс. Комплексность, многоуровневость, многосоставность данной психолого-педагогической задачи требует соблюдения логической последовательности этапов ее разрешения. В связи с этим нами была разработана специальная программа духовно-нравственного развития младших подростков «Основы Православной культуры. Синтез искусств».
Информация по теме:
Шумовые и музыкальные звуки
В первом классе четвертой четверти дети знакомятся с темой «Что такое музыкальная речь?» Уже с первого урока учитель с детьми выясняют, что музыка состоит из музыкальных звуков, и они могут быть очень разными: высокими и низкими, громкими и тихими, быстрыми и медленными, плавными и прыгающими вверх ...
Экология семьи
Так уж устроен мир, что наши симпатии и антипатии определяются биологической совместимостью. Объяснить это достаточно просто: каждый организм построен на пятиэлементной схеме взаимодействия органов и систем и сам по себе не сбалансирован – завсегда есть какая-то перегрузка. Так вот, если два органи ...
Дерево мероприятий для подцели «Проанализировать существующую
ситуацию, выбрать тип портфолио»
Критерии, которые необходимо брать в учет при взвешивании альтернатив: · эффективность варианта; · сложность реализации варианта; · затраты времени на подготовку варианта; Расчет весовых коэффициентов критериев семейства 1: Таблица. Матрица опроса экспертов: Критерии (факторы) Эксперты 1 2 3 4 5 Эф ...