Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом у школьников экспериментальной группы не вызывали затруднений вопросы и творческие задания из диагностических методик, о чем убедительно свидетельствуют показатели уровней духовно-нравственного развития, а значит, можно говорить об образовавшихся взаимосвязях между компонентами духовно-нравственного школьника (потребностно-мотивационного, когнитивного, эмоционально-оценочного, ценностного).
Однако и на данном этапе мы постарались подойти более дифференцированно к оценке творческих работ каждого ребенка. Не все учащиеся по-прежнему обладают «чистыми» уровневыми характеристиками. Одни школьники более активно включались в творческую деятельность, связанную с высказыванием, размышлением о поступках, другие предпочитали театрализованную деятельность, третьи предпочли синтез музыкального и театрального.
Анализ второго (формирующего) этапа опытно-экспериментального исследования позволил сделать следующие выводы:
Данные формирующего эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенной программы «Основы православной культуры. Синтез искусств», направленной на духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе.
Сопоставление данных, полученных на констатирующем этапе эксперимента и на формирующем этапе опытно-экспериментального исследования, убедительно свидетельствует о том, что процесс духовно-нравственного развития учащихся в экспериментальной группе осуществлялся эффективнее, чем в контрольной группе. Анализ проведенных результатов отражает тенденцию преимущественного продвижения учащихся экспериментальной группы, что подтверждает необходимость и оправданность внедрения программы «Основы Православной культуры. Синтез искусств» на внеклассных занятиях «Духовный Мир и я».
1. Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
2. Духовно-нравственное развитие подростков рассматривается нами как процесс формирования у подрастающего поколения высоконравственного сознания, твердых моральных убеждений и навыков нравственного поведения. Под нравственным поведением подростков мы понимаем такие их поступки и действия, в которых проявляется отношение к моральным эталонам, к требованиям нравственного долга, действующим в обществе.
3. В России духовно-нравственное развитие традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в социально-педагогических моделях, обеспечивающих духовно-нравственные основы жизнедеятельности человека, государства, общества.
4. Религиозно-духовная культура всегда являлась частью жизни народа, в ней по-своему воплощены черты его характера, психологии, особенностей быта, история; в ней накоплено большое количество произведений, имеющих высокую эстетическую и нравственную ценность.
5. Младший подростковый возраст особенно благоприятен для начала серьезной и постоянной работы по введению ребенка в мир религиозно-духовной культуры, самостоятельного творчества. Процесс духовно-нравственного развития младшего подростка средствами православного искусства идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности.
6. Духовно-нравственное развитие – сложный и длительный процесс. Комплексность, многоуровневость, многосоставность данной психолого-педагогической задачи требует соблюдения логической последовательности этапов ее разрешения. В связи с этим нами была разработана специальная программа духовно-нравственного развития младших подростков «Основы Православной культуры. Синтез искусств».
Информация по теме:
Описание возможных причин агрессивного поведения дошкольников
При нормальном развитии общения для детей первого полугодия жизни характерна потребность во внимании и доброжелательности взрослого. У младенцев она реализуется в стремлении к физическому контакту с взрослыми, к ласке и доброму отношению. Для детей дошкольного возраста свойственны более сложные фор ...
Ориентировка во времени
В этом разделе в основном предусматривается обучение детей умению различать части суток и называть их: утро, вечер, день и ночь. Этими понятиями ребята овладевают в повседневной жизни, при проведении режимных моментов. Ознакомление со временем лучше всего начинать с контрастных частей суток: день – ...
Условия успешного влияния дидактических игр на развитие профессионально значимых
качеств учителя технологии и предпринимательства
Образовательный процесс в вузе, представляя собой комплексную систему дидактических воздействий, направлен в рамках личностно ориентированного обучения на реализацию целей развития личности. Исходя из принципиально верного положения о формировании и развитии личности в деятельности, в том числе и и ...