В качестве ведущей формы организации занятий по Программе «Основы православной культуры. Синтез искусств» во внеурочное время мы рассматриваем музыкальный театр «Духовный Мир и я» (занятия, постановка спектаклей).
Необходимо отметить, что психологической, а также методико-педагогической, основой ее реализации является: 1) творческая направленность занятий; 2) формирование представлений о духовной культуре; 3) развитие нравственных потребностей, самостоятельности, активности; 4) развитие навыков оценочных суждений и высказываний.
С целью определения эффективности разработанной в данном дипломном исследовании программы внеклассных занятий «Мир и я» были проведены два диагностических среза: начальный, соответствующий началу экспериментального обучения (результаты которого рассмотрены в п. 2.1. работы), и итоговый, соответственно проведенный в конце экспериментального обучения.
Результаты диагностики на каждого учащегося заносились в его индивидуальную карточку, содержащую количественную, качественную характеристики уровня духовно-нравственного развития.
Эффективность обучающего эксперимента проверялась путем сравнения между собой начальных и итоговых срезов каждой группы (контрольной и экспериментальной).
В табл.11 и диаграмме (рис. 7) приведены сведения, отражающие общий уровень духовно-нравственного развития у учащихся экспериментальной и контрольной групп до и после экспериментального обучения.
Анализируя полученные значения, можно сделать вывод, что показатель количественной оценки уровня духовно-нравственного развития детей в экспериментальной группе существенно изменился.
Высокий уровень духовно-нравственного развития младших подростков экспериментальной группы показали 42,8 % (10 детей). 42,5% (9 детей) детей показали средний уровень. Процент низкого уровня составил 14,7% (4 ребенка).
В контрольной же группе, несмотря на некоторые позитивные изменения (констатирующий этап 20,4% - высокий уровень, а на этапе контрольного среза - 27%, показатель уровня духовно-нравственного развития остался в пределах среднего уровня.
Для большей наглядности приведем сведения, отражающие общий уровень духовно-нравственного развития учащихся экспериментальной и контрольной групп до и после экспериментального обучения.
Таблица 8
Соотношение уровней становления опыта творческой деятельности у учащихся до и после экспериментального обучения
Уровень становления ОТД |
Экспериментальная группа (23 уч-ся) |
Контрольная группа (21 уч-ся) | ||||
Начальн. срез, % |
Промеж. срез, % |
Итоговый срез, % |
Начальн. срез % |
Промеж. срез, % |
Итоговый срез, % | |
Низкий |
37,9 |
33,4 |
14,7 |
34,4 |
33,1 |
28 |
Средний |
43,8 |
46,1 |
42,5 |
45,2 |
45,3 |
45 |
Высокий |
18,3 |
20,5 |
42,8 |
20,4 |
21,6 |
27 |
Рис. 3 Сравнительная диагностика уровня духовно-нравственного развития
Полученные результаты наглядно свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе, где апробировалась и внедрялись программа, соответствующее психолого-педагогическое обеспечение, произошли существенные изменения. Так, резко активизировалась включенность школьников во все виды творческой деятельности, что подтверждается и данными процентного колебания.
Информация по теме:
Репродуктивные методы обучения
Как и всякая система обучения, сообщающее обучение имеет специфические цели, содержание и методы. Ряд общих задач обучения весьма успешно решается именно с его помощью. Но некоторые другие задачи, и притом важные, эта система решает неполно или вовсе не решает. Цели сообщающего обучения – обогащени ...
Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития
пространственно-временных представлений и их реализации в
лексико-грамматических средствах языка
Пространственно-временные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при ЗПР целесообразно начинать, прежде всего, с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойств предметов и явлений и цел ...
Литературное и музыкальное народное творчество
Литературное слово имеет большое значение и в русском народном творчестве. Человек стремился выразить в музыке свое отношение к миру, земле, небу, солнцу, звёздам. Он поклонялся им, наделяя солнце, огонь, воду, землю, ветер своими человеческими чертами, просил заклиная их, даровать тепло, свет, уда ...