Основной принцип внеклассных занятий «Духовный Мир и Я» – занимательность, применение самых разных, в том числе игровых, приемов.
Так, уже на первых занятиях шла подготовка детей относиться к духовному искусству как к «таинству» (Приложение 6). Эффективное применение элементов музыкально-театральной деятельности постепенно «включало» духовное искусство в жизненное пространство школьника. Работа в этом направлении требовала от учителя большого такта и понимания проблемы, учитывалось собственное отношение подростка к религии, свой жизненный опыт каждого ребенка.
Рассказ о религиозной культуре на занятиях передавался от третьего лица: «верующие люди считают …, полагают …», «по христианскому учению …». Особое внимание уделялось подбору иллюстративного материала. Репродукции икон подбирались в соответствии с содержанием прослушиваемого художественного или музыкального произведения: песнопения об Иисусе Христе сопровождались рассмотрением икон, Ему посвященных. Объяснение материала преподносилось без назидательности, без религиозного акцента, учитывая, что сам материал весьма сильный по своему духовно-нравственному воздействию, а главный принцип работы в школе остается просветительский, без религиозной пропаганды.
Также на занятиях учитывались индивидуальные особенности учащихся, личностная форма усвоения каждым, уровень сформированности нравственных понятий в этом возрасте, поэтому встречи были наполнены особой теплотой, давали ощущения внутреннего покоя, добра, настраивали на гармоничное восприятие мира. Создавалась особая среда, которая определялась и общением учителя с учениками: доброжелательность, мягкость и одновременно строгость, требовательность, красота в голосе, жесте педагога.
Для развития у учеников самостоятельности восприятия и понимания духовного искусства, умения выражать свои впечатления активно использовались различные проблемно-творческие задания, развивающие непосредственные навыки размышления о нравственности, духовности. В процессе таких упражнений, тренингов развиваются навыки актерского мастерства, культуры исполнения, импровизаторского исполнительства, навыки абстрактного изображения, развития пластической выразительности, творчества в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности.
Использование элементов музыкального театра на внеклассных занятиях «Мир и я» – перспективный прием для развития интереса к православному искусству, духовной культуре в целом и накоплению творческого опыта ребенка. Ведь при этом виде работы школьник сразу вводится в непосредственный контакт с искусством. Этот вид деятельности привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, учит раскрепощению, повышает эмоциональный уровень восприятия искусства, а также активизирует мыслительные процессы, формирует систему духовно-нравственных отношений и оценочных суждений, развивает литературные, художественные, музыкальные способности. Например, на занятии по подготовке к празднику «Масленица» детям предлагается импровизация – разыграть попарно диалоги, мимически и пантомимически их комментируя:
- Эй, друг, чего к нам не идешь?
- Я медведя поймал!
- Так веди его тоже сюда!
- А он не идет.
- Так сам к нам иди.
- Да он меня не пускает.
- Тит, а Тит пошли зерно молотить.
- У меня голова болит.
- Тит, а Тит, пошли кисель есть.
- А где моя большая ложка
На начальных этапах внедрение таких творческих музыкально-театральных приемов облегчает детям понимание сути какого-либо общечеловеческого нравственного смысла, процесса или явления.
Специфика нашей позиции заключается в том, что организация внеклассных занятий «Основы православной культуры. Синтез искусств» является эффективным обеспечением духовно-нравственного развития подростков.
Исходя из этого, внеклассные занятия музыкального театра «Духовный Мир и я» по программе «Основы православной культуры. Синтез искусств» включают в себя элементы всех дисциплин эстетического цикла: музыку, изобразительное искусство, литературу, театр, хореографию, прикладное творчество.
Приоритетность этой программы в том, что дети с разными природными задатками, с разной подготовкой находятся в одинаковых стартовых условиях. В коллективе сразу устанавливаются дружеские творческие отношения, нет лучших и нет худших учеников. Каждый ребенок, выполняя свое творческое задание, чувствует себя значимой созидательной личностью, имеющей право на свое индивидуальное мнение. Это способствует развитию нравственных потребностей ребенка, его творческого потенциала, дает ему возможность поверить в свои способности, повышает авторитет в детском коллективе и позволяет личности находиться в постоянном творческом поиске.
Информация по теме:
Обоснование идеи соединения обучения с производительным трудом в истории
педагогики в зарубежных странах
Обращение к проблеме происхождения воспитания нужно обратить к древним пластам культуры. Принято считать, что приблизительно три миллиона лет тому назад из животного мира отпочковалась ветвь гоминидов, послужившая исходной формой предков человека-австралопитека и самых древних людей – архаитропов и ...
Опросные методы
Сущность опроса в любом его виде сводится к тому, что исследователь получает информацию из тех ответов респондентов, которые они дают на поставленные вопросы. Различие между видами опроса сводится лишь к различию его форм, реже – к различию содержания вопросов4. Анкетирование – это метод получения ...
Людьми родились,но не стали
Сейчас мы перейдём к грустным фактам. Они как бы специально предоставляются нам природой для выявления законов человеческого развития. Сказка о Маугли – не досужий вымысел от начала до конца. Судя по фактам, зафиксированным в истории человеческой цивилизации, эти события могли иметь под собой реаль ...