Духовно-нравственное развитие – сложный и длительный процесс. Комплексность, многоуровневость, многосоставность данной психолого-педагогической задачи требует соблюдения логической последовательности этапов ее разрешения. В связи с этим нами была разработана специальная программа внеклассной работы по духовно-нравственному развитию младших подростков «Основы православной культуры. Синтез искусств».
Опытно-экспериментальная работа проведена в 6 классе Онохойская средняя общеобразовательная школа № 1. Для повышения уровня духовно-нравственного развития младших подростков нами были разработаны и проведены в течение года цикл внеклассных занятий театра «Духовный Мир и я» по Программе «Основы православной культуры. Синтез искусств». Занятия разработаны на основе Программы «Русская духовная музыка: мир красоты и гармонии» под руководством И.В. Кошминой, Программы «Детский музыкальный театр» под редакцией Е.Х. Афанасенко.
Одной из главных задач нашего исследования является экспериментальное доказательство эффективности предложенной системы методов и приемов духовно-нравственного развития школьников средствами русского православного искусства на внеклассных занятиях.
Программа внеклассных занятий «Основы православной культуры. Синтез искусств» строится на психолого-педагогической технологии творчества, предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа. Программа «Основы православной культуры. Синтез искусств» представляет собой теоретически обоснованную технологию организации внеклассной работы по духовно-нравственному развитию младших подростков на интегрированных музыкально-театральных занятиях по православному искусству. Этот проект актуален, действенен и результативен, так как его основными ценностями выступают человек, как предмет воспитания; культура, как среда, формирующая личность; творчество, как способ духовно-нравственного развития личности, и, самое главное, - активная жизненная позиция ученика.
В качестве ведущей формы организации занятий по Программе «Основы православной культуры. Синтез искусств» во внеурочное время мы рассматриваем музыкальный театр «Духовный Мир и я». Особое значение жанра музыкального театра обусловлено его влиянием на эмоционально-духовную сферу ребенка. Именно это условие обеспечивает реализацию механизмов духовно-нравственного развития, в частности формирование ценностных предпочтений ребенка, его социокультурную адаптацию. Согласно принципу эмоционального насыщения (И.Э. Кашекова), лежащему в основе театральной деятельности, стимулирование положительных эмоций побуждает личность к ее дальнейшему развитию и самоопределению в мире ценностей, создает среду, богатую ценностным общением, в которой «положительные эмоции вызывают общезначимые ценности, а отрицательные эмоции – антиценности», при этом «механизм ценностного сознания выявляется по совокупностям представлений, суждений, вкусов, переживаний, идей, с помощью которых человек выстраивает свое эмоционально-духовное отношение с окружающим миром».
Таким образом, обращение к музыкально-театральному искусству как основанию духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях продиктовано следующими обстоятельствами:
- взаимосвязь разных видов искусства является условием устойчивого интереса детей к изучению основ духовной культуры, условием повышения мотивации;
- возможность ознакомления с различными жанрами (песнопение, русская народная легенда, молитва, стихира, предание и др.), сочетание в едином жанре различных видов искусств позволяют значительно расширить кругозор детей в области культуры и искусства;
- практическое ознакомление детей с разными видами искусств обеспечивает возможность индивидуального проявления, выбора вида деятельности в рамках углубленных занятий, соответствующих вкусу, способностям, интересам ребенка;
- выявление способностей к различным видам деятельности выполняет диагностические функции, в частности, особое значение они имеют для родителей младшего подростка, в период осмысления, в какую область искусства «отдать» своего ребенка;
- сензитивность младшего подросткового возраста к овладению разными видами художественной деятельности (Л.С. Выготский) позволяет ребенку на этом этапе его развития быть успешным в какой-либо области искусства и использовать разные виды художественной деятельности в освоении общекультурного духовного опыта;
Информация по теме:
Творческая тетрадь для шестого класса по теме “Признак
делимости на 11 натуральных чисел”
Настоящий параграф посвящен одному из средств обеспечения выполнения творческих работ по математике, которое мы назвали творческой тетрадью. Творческая тетрадь – это особым образом оформленная система заданий и мест для решения, выстроенная в соответствии с логикой разворачивания исследовательской ...
Опросные методы
Сущность опроса в любом его виде сводится к тому, что исследователь получает информацию из тех ответов респондентов, которые они дают на поставленные вопросы. Различие между видами опроса сводится лишь к различию его форм, реже – к различию содержания вопросов4. Анкетирование – это метод получения ...
Особенности изучения нумерации чисел в концентре тысячи
При изучении нумерации чисел в концентре тысячи учитель ставит пред собой следующие задачи. 1). Закреплять знания натуральной последовательности чисел в пределах 1000, умения записывать числа, называть, сколько единиц каждого разряда содержится в числе, учить заменять трехзначное число суммой разря ...