Анализ программы и учебных пособий по курсу «ОРКиСЭ»

Страница 1

Рассмотрев изменения, которым, в целях реализации новой учебной дисциплины, подверглась образовательная и правовая база Красноярского края, мы перейдём к анализу самих модулей курса «ОРКиСЭ». Мы проведем анализ на соответствие между заявленными целями курса и реального содержания предложенных пособий. Учебники по всем блокам присутствуют в свободном доступе в сети Интернет – каждый желающий может самостоятельно ознакомиться с ними подробнее.

Первым мы рассмотрим пособие по «Основам православной культуры», авторства диакона А. Кураева. В разработке учебника А. Кураева, уроки 2 и 29, принимали участие Т.В. Склярова и И.В. Метлик.

Учебник, предложенный А. Кураевым, как и другие учебники курса, состоит из 30 уроков - 28 из них посвящены изучению культуры православия. Общими для всех блоков являются уроки 1 и 30, составителем которых является А.Я. Данилюк. Рассмотрение учебника стоит начать со структуры – первой темой дается представление о боге («Человек и бог в православии»), затем делается акцент на связи между богом и человеком («Православная молитва», «Библия и Евангелие»). Далее следует серия уроков, посвященных жизни и проповеди Христа – воплощение связи вечного бога и конечного человека. После этого, ряд тем раскрывает отдельные нравственные качества, и рассматривается положение человека в православной культуре. Завершает все рассказ о «заповедях блаженств», «таинствах» и «божьем суде». Без всякой структуры идет главы о «христианской семье», «защите отечества», «отношение христиан к труду и природе». Хотя данный курс должен рассказывать о традиции православной культуры в России, во всех темах отсутствует связь с историей нашей страны, кроме уроков, посвященных патриотизму и истории о крещении Руси.

Учебник имеет еще ряд особенностей: 1) все уроки богато проиллюстрированы. Присутствуют фотографии, репродукции картин и икон. Большое внимание уделяется тематике внутреннего убранства храма, церковным таинствам – даже когда тема урока не подразумевает подобных изображений; 2) в колонках «Это интересно» приводится большое количество фактов из истории церкви, жития святых, цитат из библии, относящихся к теме урока. Однако, изложение материала имеет утвердительную форму – ученики обычно воспринимают излагаемый учителем материал как верный, неподлежащий сомнению. По инерции, они так же могут воспринимать и то, что слышат на уроках по «ОПК». Это касается структуры текста урока в целом; 3) указывая на культурообразующее действие православия в истории России, в учебнике не объясняется, в чем именно оно заключалось. Не рассказывается о традициях народов, входящих в состав нашего государства – хотя православие оказывало влияния и на те этносы, которые придерживались других верований. Создается впечатление, что православие является единственно верным и главенствующим учением; 4) утверждается положение, что православие – это умение правильно славить бога, разбор молитвы «Отче наш» - носит апологетический характер; 5) фрагмент учебника, с 5го по 9ый урок, рассказывающий о «Библии и Евангелии», «Проповеди Христа», «Христе и его кресте» и «Пасхе» - представляет собой пересказ Нового завета, с подробным описанием жизни и проповеди Христа. Это можно расценить не как попытку привить общечеловеческие нравственные нормы, а христианские ценности. Подобные действия нельзя назвать отрицательными в целом, но они не согласуются с заявленной идеологической нейтральностью курса; 6) моральные принципы, сформулированные в декалоге, представлены как исключительно христианские. Как нам кажется, нравственные нормы, представленные в заповедях, являются общими для многих культур. Автору стоило указать на этот факт; 7) в тексте учебника постоянно говорится, что бог присутствует во всех сферах человеческой деятельности.

Содержание данного учебного пособия, на наш взгляд, требуется пересмотреть. Его можно было представить в виде истории православной традиции на Руси и в России. Рассказать о культурообразующей роли православия в истории страны. Таинствам и особенностям православия как религии посвятить самостоятельный раздел. Иллюстрации сделать более тематическими – они должны отражать суть всего урока, и конкретных вещей, о которых на нем рассказывается. Для правильного и полного понимания характерных черт православия и его значения в культуре России, стоит проводить сравнения с другими культурными и религиозными традициями Российской Федерации – так ученики смогут выработать уважительное отношение к соответствующим культурам представителям.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Программированное обучение: сущность, достоинства и недостатки
Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Идея программированного обучения была предложена в 50-х гг. ХХ в. американским психологом Б. Скиннером для повышения эфф ...

Творческая тетрадь для шестого класса по теме “Признак делимости на 11 натуральных чисел”
Настоящий параграф посвящен одному из средств обеспечения выполнения творческих работ по математике, которое мы назвали творческой тетрадью. Творческая тетрадь – это особым образом оформленная система заданий и мест для решения, выстроенная в соответствии с логикой разворачивания исследовательской ...

Государственные законодательные документы о единстве семейного и дошкольного общественного образования
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общест ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru