Анализ программы и учебных пособий по курсу «ОРКиСЭ»

Страница 1

Рассмотрев изменения, которым, в целях реализации новой учебной дисциплины, подверглась образовательная и правовая база Красноярского края, мы перейдём к анализу самих модулей курса «ОРКиСЭ». Мы проведем анализ на соответствие между заявленными целями курса и реального содержания предложенных пособий. Учебники по всем блокам присутствуют в свободном доступе в сети Интернет – каждый желающий может самостоятельно ознакомиться с ними подробнее.

Первым мы рассмотрим пособие по «Основам православной культуры», авторства диакона А. Кураева. В разработке учебника А. Кураева, уроки 2 и 29, принимали участие Т.В. Склярова и И.В. Метлик.

Учебник, предложенный А. Кураевым, как и другие учебники курса, состоит из 30 уроков - 28 из них посвящены изучению культуры православия. Общими для всех блоков являются уроки 1 и 30, составителем которых является А.Я. Данилюк. Рассмотрение учебника стоит начать со структуры – первой темой дается представление о боге («Человек и бог в православии»), затем делается акцент на связи между богом и человеком («Православная молитва», «Библия и Евангелие»). Далее следует серия уроков, посвященных жизни и проповеди Христа – воплощение связи вечного бога и конечного человека. После этого, ряд тем раскрывает отдельные нравственные качества, и рассматривается положение человека в православной культуре. Завершает все рассказ о «заповедях блаженств», «таинствах» и «божьем суде». Без всякой структуры идет главы о «христианской семье», «защите отечества», «отношение христиан к труду и природе». Хотя данный курс должен рассказывать о традиции православной культуры в России, во всех темах отсутствует связь с историей нашей страны, кроме уроков, посвященных патриотизму и истории о крещении Руси.

Учебник имеет еще ряд особенностей: 1) все уроки богато проиллюстрированы. Присутствуют фотографии, репродукции картин и икон. Большое внимание уделяется тематике внутреннего убранства храма, церковным таинствам – даже когда тема урока не подразумевает подобных изображений; 2) в колонках «Это интересно» приводится большое количество фактов из истории церкви, жития святых, цитат из библии, относящихся к теме урока. Однако, изложение материала имеет утвердительную форму – ученики обычно воспринимают излагаемый учителем материал как верный, неподлежащий сомнению. По инерции, они так же могут воспринимать и то, что слышат на уроках по «ОПК». Это касается структуры текста урока в целом; 3) указывая на культурообразующее действие православия в истории России, в учебнике не объясняется, в чем именно оно заключалось. Не рассказывается о традициях народов, входящих в состав нашего государства – хотя православие оказывало влияния и на те этносы, которые придерживались других верований. Создается впечатление, что православие является единственно верным и главенствующим учением; 4) утверждается положение, что православие – это умение правильно славить бога, разбор молитвы «Отче наш» - носит апологетический характер; 5) фрагмент учебника, с 5го по 9ый урок, рассказывающий о «Библии и Евангелии», «Проповеди Христа», «Христе и его кресте» и «Пасхе» - представляет собой пересказ Нового завета, с подробным описанием жизни и проповеди Христа. Это можно расценить не как попытку привить общечеловеческие нравственные нормы, а христианские ценности. Подобные действия нельзя назвать отрицательными в целом, но они не согласуются с заявленной идеологической нейтральностью курса; 6) моральные принципы, сформулированные в декалоге, представлены как исключительно христианские. Как нам кажется, нравственные нормы, представленные в заповедях, являются общими для многих культур. Автору стоило указать на этот факт; 7) в тексте учебника постоянно говорится, что бог присутствует во всех сферах человеческой деятельности.

Содержание данного учебного пособия, на наш взгляд, требуется пересмотреть. Его можно было представить в виде истории православной традиции на Руси и в России. Рассказать о культурообразующей роли православия в истории страны. Таинствам и особенностям православия как религии посвятить самостоятельный раздел. Иллюстрации сделать более тематическими – они должны отражать суть всего урока, и конкретных вещей, о которых на нем рассказывается. Для правильного и полного понимания характерных черт православия и его значения в культуре России, стоит проводить сравнения с другими культурными и религиозными традициями Российской Федерации – так ученики смогут выработать уважительное отношение к соответствующим культурам представителям.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Система работы по формированию волевых качеств учащихся 4– го класса через игру
Игра в жизни младшего школьника занимает большое место, но имеет уже другое значение для психического и эмоционально-волевого развития ребенка. Для того чтобы игра младшего школьника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть: а) игра по прав ...

Исследование отечественных и зарубежных авторов по проблеме влияния речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольника
Богатая, правильно интонированная, эмоционально насыщенная литературная речь, доступная пониманию ребенка, безусловно, стимулирует развитие детской речи, в отличие от бедной, безграмотной, невыразительной, которая тормозит речевое развитие. Кроме влияния языкового окружения на становление речи, сле ...

Оценка эффективности методики проведения деловых игр по экономике в 11 классе
Для оценки эффективности разработанной методики необходимо выделить критерии ее оценки: Усвоение учащимися запланированных образовательных результатов. Организация самостоятельной работы учащихся. Усвоение учащимися запланированных образовательных результатов определяется с помощью контрольно-измер ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru