Анализ программы и учебных пособий по курсу «ОРКиСЭ»

Страница 3

Как нам кажется, использование утвердительной формы повествования, апелляция к авторитету учителей и использование школьников в качестве героев является нарушением целей курса. Существование бога, его характеристики – являются делом личной веры каждого. В первой части работы мы пришли к выводу, что под термином «религиозное образование» будем понимать всестороннее культурное развитие личности ученика, не сопровождающееся религиозной и атеистической пропагандой, внешним проявлением мировоззренческой позиции. В Учебник «ОПК - 1» (как и «ОПК - 2») предназначен для преподавания в государственной муниципальной школе, его содержание не должно навязывать какой – либо идеологии – это противоречит законодательству Российской Федерации в области религии и принятому нами определению религиозного образования.

Следующим будет рассмотрен учебник «ОМРК» - «Основы мировых религиозных культур». Пособие дает элементарное представление о возникновении, развитии и особенностях четырех мировых религий. В качестве исторической справки приводится информация о древних верованиях и национальных религиозных традициях. Цель – рассмотреть влияние того или иного учения на культуру различных народов, исповедующих соответствующую религию.

Как нам кажется, название модуля является некорректным – авторы не дают пояснения, что значит «мировая религиозная культура», и в чем заключаются ее «основы». На наш взгляд, обоснованным является использование устоявшегося названия – «история религии», где так же присутствует описание нравственных религиозных принципов и характер влияния религии на культуру соответствующего народа.

Как и в блоке «ОРК», у модуля «ОМРК» можно выделить определенную структуру. В начале несколько тем посвящены описанию связи религии и культуры. Далее рассказывается о появление 4 мировых религиях, их основателях и священных писаний этих религий. Отдельно описывается институт священства, обязанностью которого является сохранение нравственных заповедей, священной истории, таинств. После, раскрываются основные нравственные категории – «добро» и «зло». Положение верующего религиозной системе, его отношение с богом.

Большой раздел, посвященный истории религий в России - расположенный в середине учебника, разделяет блок «ОМРК» на два учебных года. После него рассказывается о религиозных обрядах, паломничестве и праздниках. О заповедях нравственного поведения и добродетельных поступках говорится в конце пособия – тогда как уроки, посвященные добру и злу, расположены в начале учебника.

В отличии от пособия «ОПК», учебник «ОМРК» имеет несколько сдвоенных уроков («Культура и религия», «Возникновение религий», «Священные книги религий мира», «Добро и зло», «История религий в России», «Религиозные ритуалы», «Религия и мораль») – не все явления религиозной культуры удается описать за 40 минут урока. По этому, выделение дополнительного времени на изучение какой-либо темы является необходимым. Как нам кажется, курс «ОРКиСЭ» следует вводить не на полгода (2 четверти), а на целый год – новая, для учеников и учителей, информационная нагрузка стала бы распределена более равномерно, что облегчило бы ее преподавание и усвоение.

Кроме этого, мы отметим, что: 1) порядок расположения религиозных традиций (христианство, иудаизм, ислам, буддизм) нарушает хронологический принцип. В некоторых темах этот порядок меняется («Священные книги религий мира») – не ясно, каким подходом руководствовались авторы при составлении такой последовательности. На наш взгляд, лучше выстроить следующую последовательность: иудаизм – христианство – ислам – это отражает и хронологию их появления и культурную преемственность. О буддизме лучше говорить отдельно – это вторая по древности, из перечисленных, религия, полностью отличающаяся от остальных своим учением и культурой; 2) в теме, посвященной «Культуре и религии» говорится о влиянии и взаимопроникновении религии и культуры – это правильнее, чем говорить, что религия целиком формирует культуру какого – либо общества; 3) урок «Возникновение религии» разделен на две части – в первой рассказывается о древних верованиях и иудаизме. Об остальных трех религиях говорится во второй части. Такое разделение некорректно – ученики могут отождествить иудаизм с атавистическими формами религиозной культуры. Рассказ о древних религиях следует вынести или в отдельное занятие, или рассказывать о них по ходу повествования об основных традициях; 4) тема «Добро и зло» излагается только с библейской позиции – грехопадение, жизнь Адама и Евы на земле. Не уточняется, иудаистское Пятикнижие или христианский Ветхий завет использованы для написания раздела. Скудно представлена концепция добра и зла в других культурах – учителю придется самому искать материал по этим вопросам; 5) присутствует глава, посвященная истории мировых религии в России – в ней рассказывается о разделении христианских церквей, появлении католичества и протестантизма, армянской апостольской церкви. Самый подробный рассказ идет о православии – приводится легенда о выборе религии князем Владимиром. Она используется для демонстрации того, что славяне были знакомы со всеми религиями, изучаемыми в модуле. Отсутствует упоминание о разделении мусульман на суннитов и шиитов, иудеев – по признаку национального разделения (сефарды и ашкенази) и отношения к своей вере (ортодоксы и реформаторы); 6) в темах, посвященным нравственным нормам смешиваются иудаизм и христианство – упоминаются только десять заповедей, не говорится о нагорной проповеди, характерные для иудаизма этические категории не рассматриваются. Семья рассматривается только в русле православной традиции, институт семьи в других религиозных культурах описывается в объеме одного абзаца.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Урочное направление политологического подхода при изучении обществознания
В 9-ом классе при изучении темы «Политические права и свободы» школьники решают проблемы-задания, позволяющие развернуть дискуссию. При обсуждении статьи 31 Конституции РФ учащимся предлагается вопрос-задание: «В ряде стран, в том числе и в России, органы власти регламентируют время и место проведе ...

Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с природными объектами
Антропоцентризм современного сознания привел к тому, что в науке выработалась устойчивая парадигма: «природа как окружающая среда». Но природа это не только безликая «окружающая среда», которая, наряду с антропогенной средой, окружает человека, это и совершенно конкретные луг, лес, дерево около дам ...

Развитие отношения к природе в процессе онтогенеза
Поскольку непрагматизм является одной из основ экоцентрического типа экологического сознания, то важнейшее значение для педагогического процесса экологического образования имеет онтогенетическая периодизация типов субъективного отношения непрагматической модальности. В целом, в онтогенезе субъектив ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru