Анализ программы и учебных пособий по курсу «ОРКиСЭ»

Страница 2

Кроме учебника, к каждому блоку курса прилагается диск с электронным пособием, который должен помочь ученикам в изучении и закреплении материала. Рассмотри это приложение для модуля «ОПК»: 1) так же, как и учебник, электронные пособия содержат большое количество иллюстраций. Присутствуют дополнительные тексты и тесты; 2) в основном соответствуя содержанию учебника, электронные пособия, по некоторым тема, предлагают более глубокое изучение урока. Это значит, что если в школе нет соответствующего оборудования, то ученики не получат всей информации; 3) в темах «Человек и бог в православной традиции» и «Православное учение о душе» характер иллюстраций носит критический характер – материальные ценности осуждаются, рассматриваются как бесполезные – так как тело смертно. Использование такого подхода, нам кажется, является нарушением принципов педагогики; 4) в уроке, посвященному «Православной молитве» необходимо провести анализ молитвенных текстов. И хотя знание молитвы само по себе не является нарушением культурологического подхода – анализ текса, разбор его значение в богословской традиции – ставит под сомнение идеологическую нейтральность урока; 5) большая часть заданий направлена на закрепление материала. Как мы считаем, именно по электронным пособиям стоит проводить мониторинг успеваемости – контрольные срезы по нескольким темам.

Переработанное, данное электронное пособие, станет полезным дополнением к модулю «ОПК». Кроме этого, требуется снабдить данными пособиями всех учеников – зачастую, школа не имеет специального оборудования для работы с электронными пособиями, сами же ученики практически всегда имеют доступ к персональному компьютеру. Проблемы, связанные с материальным обеспечением школ отдаленных районов должно решаться на региональном, или федеральном уровне.

В 2010 году вышла последняя версия учебника самостоятельного курса «Основ православной культур», за авторством А. Кураева. Это пособие, пройдя несколько редакций, было предназначено для введения в курс «ОРКиСЭ», но было допущено Министерством образования и науки Российской Федерации только после значительных изменений. Рассматриваемый нами учебник, отпечатанный 22 февраля 2010 года, является неофициальным изданием.

Для краткости, обозначим самостоятельное пособие как «ОПК - 1», а модуль «Основ православной культуры» курса «ОРКиСЭ» обозначим как – «ОПК – 2». Учебное пособие по «ОПК – 2» по объему меньше своего предшественника – 95 странниц (примерно 30 иллюстраций), против 205 (примерно 80 иллюстраций). Хотя оба учебника разделены на 4 и5 классы и содержат по 30 уроков каждый, «ОПК - 1» не имеет уроков, посвященных теме патриотизма, которыми начинается и завершается «ОПК – 2».

Основное отличие учебника «ОПК - 1» - это большой объем информации для каждого урока. Больше исторических примеров – колонка «Это интересно» полнее и чаще встречается, присутствует большое количество художественных текстов, стихов. Многие материалы из учебника «ОПК - 1» были принесены в электронные пособия модуля «ОПК - 2», что позволило сократить объем последнего. Все замечания, приведенные в адрес учебника «ОПК - 2», относятся и к «ОПК - 1».

Отдельно стоит отметить 3 урок (в обоих пособиях) – тема звучит как «Отношения бога и человека в православии» (ОПК - 1) и «Человек и бог в православии» (ОПК - 2). Этот урок начинается с рассказа, в котором мальчик спасает котенка от собаки. На вопросы одноклассников, не было ли ему страшно, он отвечает, что вспомнил о боге и страх отступил. В учебнике «ОПК - 2» рассказ заканчивается на этом ответе, то в учебнике «ОПК - 1» он продолжается – приходят учителя физики и литературы - они утверждают присутствие бога в мире – слова учителя физики: «Творец необходим для создания нашего огромного сложнейшего и прекрасного мира. Я и сам считаю, что Бог дал миру законы природы. А человеку он дал законы добра».

Дальше учитель отвечает на вопрос детей: «А сейчас Бог нас видит? — Пожалуй, да. — Так Бог за нами подглядывает! — Нет! Бог и не скрывает от людей, что Он всегда здесь. Чтобы кому-то помочь, надо же видеть, что происходит и быть рядом! Кроме того, подглядывают чужаки. А когда на тебя смотрит тот, кто любит тебя и тот, кого любишь ты — это же не шпионство».

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Эффективность применения домашних заданий на уроках физической культуры
В сентябре 2001 г. нами были протестированы учащиеся 8 а класса по тестам, которые входят в комплексную программу физического воспитания учащихся 1-11 классов. По списку в этом классе 23 учащихся, из них 5 учащихся занимаются в специальной медицинской группе, один - на домашнем обучении. Всего тест ...

Задачи со сказочными персонажами во 2 классе
Задачи на умножение и деление №32. Фрекен Бок подала к чаю 5 тарелок с пирожками, по 7 пирожков в каждой. Сколько всего пирожков подала Фрекен Бок? Решение Тарелок – 5 (множимое) Пирожков – по 7 в тарелке (множитель) Всего - ? (произведение) 5 * 7 = 35 Ответ: Фрекен Бок подала к чаю 35 пирожков №33 ...

Профильная школа в условиях модернизации образования
В последние годы резко повысилась роль образования в жизни каждого человека. Учение на протяжении всей жизни как единственно возможный в современных условиях способ жизнедеятельности человека – необходимая предпосылка и условие для эффективной деятельности во всех сферах общественного и личного быт ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru