Сегодня в государственных муниципальных школах Российской Федерации все более широкое распространение получает практика преподавания учебных курсов, направленных на ознакомление учащихся с историей и культурой различных религиозных традиций.
Отношения государства и религиозных организаций в вопросах образования и воспитания затрагивают вопросы формирования мировоззрения, системы ценностей, влияют становление личности человека и гражданина.
Изучение отдельных аспектов религиозной культуры осуществляется в содержании ряда гуманитарных дисциплин в средней школе. Основными задачами обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе являются: воспитание личности, ее социализация и инкультуризация.
В связи с этим школьное образование и воспитание должно решать задачу по формированию у учеников совокупности гражданских и нравственных ценностей, независимо религиозной и этнической принадлежности — формирование гражданской и культурной идентичности. Решение этой задачи структурируется в соответствии с государственным устройством: общегосударственное гражданское воспитание (федеральный уровень); воспитание с учетом социокультурных особенностей в регионе (региональный уровень); местного сообщества (школьный уровень).
Осознание человеком своей этнической и культурной идентичности способствует формированию толерантности, патриотического воспитания, предупреждению религиозных и межэтнических конфликтов в социуме. Поэтому, перед системой российского образования встает проблема реализации в школьной программе религиозного компонента, отражающего культурную специфику многонационально страны.
Наряду с положениями о единстве культурного и образовательного пространства России, не менее важным является принципы защиты и развития школой национальных и региональных культурных традиций. Национально – культурные интересы народов Российской Федерации в сфере образования предполагают восстановление этнокультурных и социальных функций школы. Но не во всех субъектах России, в школах, есть предметы, посвященные созданию у учащихся культурной самоидентификации.
Одним из таких предметов является «Основы религиозной культуры и светской этики». Реализация данного курса находится в стадии экспериментальной апробации. Однако, изучение опыта преподавания данного курса в Красноярских школах позволяет выявить существующие проблемы и механизмы их решения.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Один из модулей изучается учащимися с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Проведение эксперимента в подобной форме позволит отработать механизмы взаимодействия участников образовательного процесса: администраций школ, родителей учащихся, религиозных организаций. Для конфессий значимыми являются вопросы разработки и согласования с участием их представителей учебного и методического обеспечения, программ подготовки учителей, процедуры их допуска к преподаванию.
Степень изученности. Проблема преподавания религиозного компонента в государственных образовательных школах стала особенно актуальной с 1999г. – когда был образован Координационный совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви.
Однако, серьезных работ по данной тематике очень мало – это связанно с тем, что введение религиозного компонента в учебную программу стало темой множества общественных дискуссий. Вследствие этого, основным источником исследования являются статьи за авторством специалистов различных областей: право, педагогика, культурология, история, религиоведение. Здесь можно назвать таких авторов как – Н.А. Митрохин; А.Е. Кулаков; И.А. Галицкая; И.В. Метлик; М.М. Шахнович; Н.В. Шабуров; С.А. Мозговой.
Мы можем выделить ряд особенностей, связанных с освещением в средствах массовой информации внедрения различных учебных курсов, основанных на религиозном компоненте: 1) Лоббированный, Русской Православной Церковью Московского Патриархата, курс «История религиозной культуры», разработанный А.В. Бородиной, проходивший апробацию в Московской области и вводимый в расписание за счет федерального компонента, вызвал широкую огласку. Несмотря на то, что отзывы экспертов носили противоречивый характер, курс послужил основой для ряда программ «православной культуры», вводимых в школах некоторых регионов. 2) Курс «Православие и русская культура», созданный Т.И. Ерохиной, распространенный только на территории Ярославской области, и преподающееся за счет регионального компонента, лишен каких-либо отзывов. Тем не менее, курс преподается более трех лет, прошел несколько редакций и имеет свой авторский коллектив. 3) Пособие А.Е. Кулакова «Религии мира» так же осталось намеченным. При этом, сам А.Е. Кулаков является автором не только собственного учебного пособия, но и ряда статей, посвященных проблеме преподавания предметов, основанных на религиозном компоненте, в общеобразовательной школе. Кроме этого, им создан курс повышения квалификации для учителей, преподающих подобные предметы. 4) Курс «Азбука нравственного взросления», призванный помочь младшеклассникам адаптироваться к новым для них условиям, и носящий характер методического пособия для учителей, имеет хождение в узкой среде преподавателей, озабоченных воспитательным элементом школьного образования.
Кроме статей, носящих характер узких исследований, посвящённых проблемам реализации определенного курса, в области изучения особенностей преподавания религиозного компонента в школе, существует несколько крупных работ, цель которых – всестороннее изучение вопроса религиозного образования в светских учебных заведениях.
Монография Ф.Н. Козырева «Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе». В ней автор рассматривает теорию школьного религиозного образования, и современную мировую практику преподавания и изучения религии в общеобразовательной школе. Представлен комплекс педагогических проблем, возникающих в связи с включением религиозного компонента в содержание школьного образования. На основе анализа зарубежного опыта разработаны рекомендации для российской системы образования.
В работе И.В. Понкина «Правовые основы светскости государства и образования» рассматривается с конституционно - правовой точки зрения категория «светскость государства», исследованы понятие и признаки светского государства, существующие типологии и модели государств по критерию светскости. Кроме этого, рассмотрены направления взаимодействия государства и религиозных объединений в сфере образования.
Так же, исследование, проведенное М.Н. Кузнецовым и И.В. Понкиным, посвященное выявлению существующих фактов дискриминации граждан, выражающих принадлежность к той или иной конфессии, по признаку отношения к религии в связи с дискуссией о возможности религиозного образования в светской школе на основе добровольности выбора.
Большинство работ, используемых нами в ходе исследования, имеют ряд черт, которые выражают специфику восприятия обществом проблемы преподавания религиозного компонента в государственных школах:
Во-первых. Акцент на правомочность введения подобных предметов в программу школьного образования. Опасение вызывает как возможность нарушения вероисповедной свободы тех учеников, кто не заинтересован в изучении религиозной культуры, так попытки обращения учащихся в ту, или иную веру.
Во-вторых. Понятийный аппарат и связанные с ним методологические трудности – школа берет на себя функцию проводника духовной культуры. Однако, попытки введения предметов связанных с духовно – нравственным воспитанием детей воспринимаются как клерикализация государственных общеобразовательных учреждений.
В-третьих. Степень участия представителей конфессий в образовательном процессе. Священнослужитель может заниматься преподавательской деятельностью при соблюдении ряда условий. Встает вопрос о необходимости подготовки компетентных специалистов, которые должны выдерживать идеологическую нейтральность при изложении предмета ученикам.
В-четвертых. Создание учебных пособий. В случаях, когда авторство принадлежит представителю конфессии, или религиозная организация спонсирует разработку учебников, представители общественных и правозащитных движений говорят о присутствии элементов проповеди в тексте книг. Если разработкой занимались специалисты – религиоведы, то воспитательный элемент существенно уступал информативному.
Мы хотим отметить, что, не смотря на столь широкий спектр вопросов, рассматриваемых авторами, практически неосвещенной остаются проблемы дидактики и методики религиозного образования в школе. В то же время, разработка этого аспекта проблемы поможет решить вопросы, связанные с подготовкой кадров и созданием учебных пособий. Значимость исследования этой области, при внедрении религиозного компонента в школу, подчеркивает Ф.Н. Козырев.
Объектом данной работы является религиозный компонент как специальный курс в учебной программе общеобразовательных учреждений. Предметом - внедрения курса «ОРКиСЭ».
Цель. Изучить процесс реализации курса «ОРКиСЭ» как религиозного компонента в учебной программе средней общеобразовательной школы.
Задачи:
1. Дать интерпретацию понятию «религиозный компонент», «религиозная культура».
2. Изучить попытки включения религиозного компонента в школьную программу в виде специальных курсов и предметов.
3. Рассмотреть программу и учебные пособия курса «ОРКиСЭ».
4. Выявить специфику реализации курса «ОРКиСЭ» на примере средних общеобразовательных школ г. Красноярска
Методология исследования. Сравнительно - исторический метод; аналитический метод; общесоциологические методы анкетирования и обработки материалов.
Значимость исследования. Рассмотрение хода апробации курса «Основ религиозной культуры и светской этики», основанное на включенном наблюдении (непосредственно – преподавательская деятельность), призвано помочь выработать механизмы преодоления дидактических трудностей внедрения религиозного компонента в государственной школе. Анализ содержания пособий по курсу даст возможность лучше адаптировать их к учебной программе, укрепить межпредметные связи.
Информация по теме:
Влияние занятий с тяжестями на различные стороны физического состояния детей,
подростков и юношей
Многочисленные исследования показали, что максимальная сила кисти и предплечья с возрастом увеличивается. Наибольший прирост ручной силы происходит в среднем или старшем школьном возрасте. Различия между силой правой и левой руки у детей до 13—14 лет недостоверны. Начиная с 14—15 лет, разница между ...
Спорт
Отдельное внимание в Оксфорде уделяется спорту. Здесь, как ни в каком другом месте, исповедуется принцип «в здоровом теле – здоровый дух». Наверное, нет такого вида спорта, которым нельзя бы было заниматься в университете Оксфорда – как на любительском, так и на полупрофессиональном уровне. В каждо ...
Родительская позиция
Понятие «родительская позиция» представляет собой интегративную характеристику, определяющую тип эмоционального принятия ребенка, мотивы и ценности воспитания, особенности образа ребенка у родителя, представления последнего о себе как родителе (образ «Я как Родитель»), модели ролевого родительского ...