Анализ методик диагностики пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией

Педагогика » Особенности логопедической работы по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией » Анализ методик диагностики пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией

Страница 1

В настоящее время в литературе вопрос о пространственных представлениях детей четвертого года жизни с дизартрией мало освещен, вследствие чего методик диагностики не разработано. Однако можно сказать, что некоторые авторы в своих работах все же поднимали этот вопрос и включили в свои диагностические методики элементы обследование пространственных представлений. Рассмотрим не которые из них более подробно.

Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи Г.А. Волковой [8] представляет собой схемы обследования детей с дислалией, дизартрией, алалией, заиканием. Обследование детей с дизартрией включает в себя сбор анкетных данных, общего анамнеза, данных о развитии речи, логопедическое обследование. Логопедическое обследование проходит по следующим критериям:

исследование слухового внимания,

исследование зрительного восприятия,

исследование пространственного праксиса,

исследование произвольной мимической моторики,

исследование общего звучания речи, произношения звуков (фонематический слух),

исследование состояния фонематического анализа, синтеза,

исследование фонематических представлений,

исследование воспроизведения слоговой структуры слова и звуконаполняемости слова,

исследование слоговой структуры слова,

исследование словаря,

исследование грамматического строя речи.

Исследование пространственного праксиса включает в себя следующие виды заданий:

пробы Хэда;

показ предметов, находящихся вверху, внизу, впереди, позади, слева, справа;

складывание картинки из 2-4 частей, разрезанных по горизонтали, по вертикали;

складывание фигурок из палочек по образцу, затем по памяти.

Критерии оценки и баллы в данном пособии не представлены. Цели и описания заданий не прописаны.

Рассматривая диагностическую методику А.В. Семенович [47] мы можем увидеть схему нейропсихологического обследования детей, которая включает в себя сбор анамнестических данных, исследование латеральных предпочтений, методы нейропсихологического обследования, нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития. Непосредственно само обследование состоит из:

обследования двигательных функций,

обследования тактильных и соматогностических функций,

обследования зрительного гнозиса,

обследования пространственных представлений,

обследования слухового гнозиса,

обследования памяти,

обследования речевых функций,

обследования интеллектуальных функций,

обследование письма, чтения и счета.

Остановимся на обследовании пространственных представлений. В данном разделе предлагается обследовать пространственные представления по следующим направлениям направлениям:

пространственный гнозис;

самостоятельный рисунок;

копирование.

Стоит отметить, что задания в данной методике представлены для детей от 7 лет.

Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова представили свой вариант речевой карты обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет), который включает в себя сбор анкетных данных, анамнеза, раннего психомоторного развития, раннего речевого развития. Само обследование проводилось по следующим параметрам:

исследование неречевых психических функций,

исследование фонетической стороны речи,

исследование фонематической стороны речи,

исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи,

лексики и грамматического строя экспрессивной речи,

исследование состояния связной речи.

Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса представлено в разделе "исследование неречевых психических функций" и состоит из следующих видов заданий:

ориентировка в пространстве (вверху-внизу, впереди-сзади);

складывание разрезных картинок (из2-3 частей);

складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).

В данной методике представлены задания для обследования, но не указана хотя бы примерная схема качественной и количественной обработки результатов.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Сущность воображения как психического процесса
Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него м ...

Вопросы и их роль в активизации деятельности студентов
Вопросы педагога являются одним из самых распространенных приемов активизация познавательной деятельности обучающихся. Преподаватели широко используют вопросы направленные на проверку усвоения материала, выяснение запаса знаний студентов. Такие вопросы требуют воспроизведения усвоенного материала и ...

Механизм творческого воображения
Научное исследование стадий творческого процесса было начато в ХХ веке английским ученым Г.Уоллесом (1926 г.). Он выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Эта схема претерпела впоследствии лишь незначительные изменения. Гилфорд понимает под креативност ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru