Е.А. Стребелева [44] предлагает свой вариант психолого-педагогической диагностики развития детей раннего и дошкольного возраста, в котором обследование пространственных представлений у детей четвертого года жизни представлено в виде конкретных заданий:
коробка форм;
разбери и сложи матрешку;
группировка игрушек;
сложи разрезную картинку;
достань тележку.
Результаты обследования предлагается оценить по четырехбальной шкале.
Тестовая диагностика Т.В. Кабановой, О.В. Домниной [24] представляет собой методику обследования речи и моторики детей четвертого года жизни. Пространственные представления обследуются посредством следующих заданий:
исследование понимания падежных конструкций с предлогами (на, в, за, под);
исследование употребления предложно-падежных конструкций;
исследование словаря прилагательных (определений);
исследование пространственной ориентации по подражанию.
В пособии представлена качественная и количественная обработка полученных результатов, но нет примерных вариантов заданий.
Л.В. Лопатина предлагает схему обследования ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрия, ринолалия). Обследование пространственных представлений предлагается проводить посредством следующих заданий:
показ правой, левой руки;
показ предметов впереди, позади, вверху, внизу;
складывание разрезных картинок из 2, 4, 6 частей;
складывание фигурки из палочек (по образцу, по памяти).
Качественной и количественной оценки выполнения заданий не представлено.
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина предлагают включить в обследование детей: обследование интеллекта, слуха, внимания и памяти, общей и мелкой моторики, обследование речи. Пространственные представления предлагается диагностировать по следующим критериям:
знание частей тела, лица;
ориентировка в сторонах собственного тела;
зеркальное отображение;
дифференцирование пространственных понятий (выше-ниже, дальше-ближе, справа-слева, впереди-сзади, в центре);
собрать предмет из функционально значимых частей;
складывание разрезных картинок из 2-3-4 частей (по вертикали, по горизонтали);
складывание матрешки;
складывание пирамидки;
кубики-вкладыши;
складывание фигур из палочек.
Качественный и количественный анализ результатов не представлен.
Таким образом, мы видим, что диагностических методик для обследования пространственных представлений детей четвертого года жизни нет, но есть рекомендации по проведению такого обследования, которыми мы воспользуемся в нашей работе.
Информация по теме:
Влияние элементарной поисковой деятельности на сенсорное воспитание детей
старшего дошкольного возраста
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет пои ...
Связь музыки и литературного слова в сказках, мультфильмах, кинофильмах
Еще одна сказка, (авторская) которая не могла бы появиться без музыки. Фрагмент из сказки «Музыкальные игрушки» В. Ф. Одоевского, где главное действующее лицо – музыкальный инструмент «табакерка» и маленький мальчик, которого заинтересовал этот чудо – инструмент, его звучание, внешний вид. Краткое ...
Организация самостоятельной работы в процессе
обучения информатике
В психолого-педагогической литературе самостоятельность обычно понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельная познавательная деятельность учеников может носить как характер простого воспроизведения, так и преобразовательный, творческий. ...