Е.А. Стребелева [44] предлагает свой вариант психолого-педагогической диагностики развития детей раннего и дошкольного возраста, в котором обследование пространственных представлений у детей четвертого года жизни представлено в виде конкретных заданий:
коробка форм;
разбери и сложи матрешку;
группировка игрушек;
сложи разрезную картинку;
достань тележку.
Результаты обследования предлагается оценить по четырехбальной шкале.
Тестовая диагностика Т.В. Кабановой, О.В. Домниной [24] представляет собой методику обследования речи и моторики детей четвертого года жизни. Пространственные представления обследуются посредством следующих заданий:
исследование понимания падежных конструкций с предлогами (на, в, за, под);
исследование употребления предложно-падежных конструкций;
исследование словаря прилагательных (определений);
исследование пространственной ориентации по подражанию.
В пособии представлена качественная и количественная обработка полученных результатов, но нет примерных вариантов заданий.
Л.В. Лопатина предлагает схему обследования ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрия, ринолалия). Обследование пространственных представлений предлагается проводить посредством следующих заданий:
показ правой, левой руки;
показ предметов впереди, позади, вверху, внизу;
складывание разрезных картинок из 2, 4, 6 частей;
складывание фигурки из палочек (по образцу, по памяти).
Качественной и количественной оценки выполнения заданий не представлено.
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина предлагают включить в обследование детей: обследование интеллекта, слуха, внимания и памяти, общей и мелкой моторики, обследование речи. Пространственные представления предлагается диагностировать по следующим критериям:
знание частей тела, лица;
ориентировка в сторонах собственного тела;
зеркальное отображение;
дифференцирование пространственных понятий (выше-ниже, дальше-ближе, справа-слева, впереди-сзади, в центре);
собрать предмет из функционально значимых частей;
складывание разрезных картинок из 2-3-4 частей (по вертикали, по горизонтали);
складывание матрешки;
складывание пирамидки;
кубики-вкладыши;
складывание фигур из палочек.
Качественный и количественный анализ результатов не представлен.
Таким образом, мы видим, что диагностических методик для обследования пространственных представлений детей четвертого года жизни нет, но есть рекомендации по проведению такого обследования, которыми мы воспользуемся в нашей работе.
Информация по теме:
Задачи математического образования в подростковой школе
Исследователи развивающего обучения Б.Д. Эльконин и И.Д. Фрумин полагают, что “учебная деятельность в подростковом возрасте должна быть продолжена как учебно-эксперементальная”, в которой предметом являются условия существования и границы предметной области, описываемой через некое исходное отношен ...
Информатика в начальных классах
Из пояснительной записки «Федерального компонента государственного стандарта общего образования», принятого Приказом МОРФ от 5 марта 2004 г. № 1089: «Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), призванные обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, вводятся с 3 класса как учебн ...
Использование педагогической оценки в воспитании
Дошкольное детство – это период активного освоения окружающего мира, первоначального фактического формирования личности, развития личностных механизмов поведения. Эффективность педагогического воздействия на ребенка в этот период зависит от оптимального выбора методов и средств воспитательной работ ...