Рассмотрев учебные пособия курса «ОРКиСЭ», выявив существующие в них методологические погрешности, мы обратимся к опыту преподавания данного предмета, полученному в ходе педагогической практики, на базе пятых классов школ города Красноярска.
Во время прохождения практики были проведены анкетирование (среди учителей, учеников и их родителей), и устный опрос (интервью) педагогического коллектива. Анкетирование было направленно на выявление причин выбора того или иного модуля курса «ОРКиСЭ» родителями учеников, а так же отношения к самому предмету, как среди детей, так и их родителей. Анкеты, распространенные среди учительского состава должны бы помочь выяснить сильные и слабые стороны нового предмета, и проблемы, связанные с его внедрением в школьную программу. Целью опроса было уточнение данных, полученных в ходе анкетирования. Исследование проводилось с 20.09.2010 по 21.10.2010 - по причине частого совпадения расписания занятий по курсу «ОРКиСЭ» в обеих школах, исследование продвигалось не равномерно.
Перед анализом полученных данных, мы рассмотрим проблемы, связанные проведением самой работы.
Генеральная совокупность. Несмотря на то, что исследование велась на базе двух школ (среди учеников пятых классов, их родителей и учителей) – полностью проконтролировать процесс заполнения анкет не представлялось возможным. Тогда как ученики во время работы с бланками всегда находились под наблюдением, возникала проблема получения результатов от родителей учеников – некоторые дети самостоятельно заполняли анкеты, предназначенные родителям (совпадения почерка, неверное указание возраста, упоминание себя («родителей») в третьем лице). Часть детей забывала передать анкеты родителям, или принести их обратно в школу. Возможно, родители отдельных учеников не желали заполнять предложенные анкеты. Это негативно сказалось на репрезентативности – вместо выборки приходилось просто подсчитывать количество ответов по некоторым вопросам.
Невнимательность детей и малая осведомлённость родителей. Некоторые ученики не имели представления о том, как называется изучаемый ими предмет (ни весь курс, ни изучаемый ими модуль). При ответе на вопросы указывали произвольное название предмета (которые были предложены в самом вопросе). Родители иногда давали несколько вариантов ответа, или указывали модуль, отличный от изучаемого их ребенком. Это относится к школе № 145, где все дети изучали «Основы светской этики» (только два ученика занимались по блоку «Основы православной культуры»). В школе № 10 ответы детей и родителей соответствовали друг другу.
Отсутствие четкого представления и мнения о новом курсе. Из-за недостаточности корректной информации о целях и роли курса в системе образования, ученики и их родители не всегда понимают, зачем серьезно относится к предмету, лишенному системы оценивания. На основании данного наблюдения мы делаем вывод о пренебрежительном отношении к курсу «ОРКиСЭ» не только со стороны родителей и учеников, но и руководящего состава школы. Не было организованно должное информационное сопровождение нового предмета – так как курсы повышения квалификации не обеспечили необходимого уровня подготовки кадров, возникла необходимость снизить нагрузку педагогического состава на местах. Подобное отношение к курсу «ОРКиСЭ», само по себе, может рассматривать в качестве одного из аспектов результата проведенной работы.
Мы считаем, что в первую очередь следует ознакомиться с результатами исследования, проведенного среди учителей обеих школ. В опросе принимали участие учителя начальной и средней школы (4-5 классы) преподававшие курс «ОРКиСЭ» на первом и втором годах его апробации.
В школе №145 анкетирование прошли 6 учителей (из них 3 учителя начальных классов, 2 учителя истории и обществознания, 1 школьный психолог – преподавала модуля «ОСЭ» в пятом классе). В школе №10 – 3 учителя (2 учителя начальных классов, учитель русского и литературы, так же преподающий мировую художественную культуру).
Все опрошенные (обе школы – 100%;) выразили положительное отношение к предмету, однако отметили ряд недостатков курса, и проблем, возникших у них в процессе преподавания.
Отметим, что на недостаточное методическое обеспечение жаловались пять из шести учителей школы №145 и два учитель из школы № 10. Это говорит о том, что, несмотря на курсы повышения квалификации и специальный книги для учителей, на педагогов ложится дополнительная нагрузка по поиску и подготовке информации по предмету, преподавание которого требует компетентности в узкой области.
Основываясь на собственном опыте преподавания данного предмета, отмечу, что при наличии религиоведческого образования подготовка к уроку не вызывает затруднений. Как нам кажется, в долгосрочной перспективе, решением проблемы квалификации кадров может послужить введение религиоведения как обязательного предмета, в педагогические университеты и училища, при подготовке педагогов.
Информация по теме:
Психологические основы обучения аудированию
В данной главе необходимо рассмотреть основные точки зрения, концепции и подходы к проблеме аудирования как вида коммуникативной деятельности, охарактеризовать основные механизмы процесса аудирования, рассмотреть сущность механизма аудирования с точки зрения психологии и методики. Термин «аудирован ...
Программа «Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном
учреждении»
В этом параграфе мы воспользуемся результатами опыта работы Н.П. Гришаевой, старшего научного сотрудника Института социологии РАН г. Москвы. Социологические исследования, проведенные ею в дошкольной среде на протяжении 1983 – 1997 годов, выявили следующие противоречия. Родители приводят ребёнка в д ...
Экспериментальное исследование выявления интеллектуальной одаренности
школьников
Целью данного эксперимента было выявить интеллектуально одаренных детей (ребенка) в экспериментальной группе, а также проанализировать общую ситуацию, в которой она развивается. В качестве экспериментальной группы было выбрано десять школьников восьмого класса средней школы с различным уровнем успе ...