Особенности внедрения курса «ОРКиСЭ» в средних школах г. Красноярска

Страница 1

Рассмотрев учебные пособия курса «ОРКиСЭ», выявив существующие в них методологические погрешности, мы обратимся к опыту преподавания данного предмета, полученному в ходе педагогической практики, на базе пятых классов школ города Красноярска.

Во время прохождения практики были проведены анкетирование (среди учителей, учеников и их родителей), и устный опрос (интервью) педагогического коллектива. Анкетирование было направленно на выявление причин выбора того или иного модуля курса «ОРКиСЭ» родителями учеников, а так же отношения к самому предмету, как среди детей, так и их родителей. Анкеты, распространенные среди учительского состава должны бы помочь выяснить сильные и слабые стороны нового предмета, и проблемы, связанные с его внедрением в школьную программу. Целью опроса было уточнение данных, полученных в ходе анкетирования. Исследование проводилось с 20.09.2010 по 21.10.2010 - по причине частого совпадения расписания занятий по курсу «ОРКиСЭ» в обеих школах, исследование продвигалось не равномерно.

Перед анализом полученных данных, мы рассмотрим проблемы, связанные проведением самой работы.

Генеральная совокупность. Несмотря на то, что исследование велась на базе двух школ (среди учеников пятых классов, их родителей и учителей) – полностью проконтролировать процесс заполнения анкет не представлялось возможным. Тогда как ученики во время работы с бланками всегда находились под наблюдением, возникала проблема получения результатов от родителей учеников – некоторые дети самостоятельно заполняли анкеты, предназначенные родителям (совпадения почерка, неверное указание возраста, упоминание себя («родителей») в третьем лице). Часть детей забывала передать анкеты родителям, или принести их обратно в школу. Возможно, родители отдельных учеников не желали заполнять предложенные анкеты. Это негативно сказалось на репрезентативности – вместо выборки приходилось просто подсчитывать количество ответов по некоторым вопросам.

Невнимательность детей и малая осведомлённость родителей. Некоторые ученики не имели представления о том, как называется изучаемый ими предмет (ни весь курс, ни изучаемый ими модуль). При ответе на вопросы указывали произвольное название предмета (которые были предложены в самом вопросе). Родители иногда давали несколько вариантов ответа, или указывали модуль, отличный от изучаемого их ребенком. Это относится к школе № 145, где все дети изучали «Основы светской этики» (только два ученика занимались по блоку «Основы православной культуры»). В школе № 10 ответы детей и родителей соответствовали друг другу.

Отсутствие четкого представления и мнения о новом курсе. Из-за недостаточности корректной информации о целях и роли курса в системе образования, ученики и их родители не всегда понимают, зачем серьезно относится к предмету, лишенному системы оценивания. На основании данного наблюдения мы делаем вывод о пренебрежительном отношении к курсу «ОРКиСЭ» не только со стороны родителей и учеников, но и руководящего состава школы. Не было организованно должное информационное сопровождение нового предмета – так как курсы повышения квалификации не обеспечили необходимого уровня подготовки кадров, возникла необходимость снизить нагрузку педагогического состава на местах. Подобное отношение к курсу «ОРКиСЭ», само по себе, может рассматривать в качестве одного из аспектов результата проведенной работы.

Мы считаем, что в первую очередь следует ознакомиться с результатами исследования, проведенного среди учителей обеих школ. В опросе принимали участие учителя начальной и средней школы (4-5 классы) преподававшие курс «ОРКиСЭ» на первом и втором годах его апробации.

В школе №145 анкетирование прошли 6 учителей (из них 3 учителя начальных классов, 2 учителя истории и обществознания, 1 школьный психолог – преподавала модуля «ОСЭ» в пятом классе). В школе №10 – 3 учителя (2 учителя начальных классов, учитель русского и литературы, так же преподающий мировую художественную культуру).

Все опрошенные (обе школы – 100%;) выразили положительное отношение к предмету, однако отметили ряд недостатков курса, и проблем, возникших у них в процессе преподавания.

Отметим, что на недостаточное методическое обеспечение жаловались пять из шести учителей школы №145 и два учитель из школы № 10. Это говорит о том, что, несмотря на курсы повышения квалификации и специальный книги для учителей, на педагогов ложится дополнительная нагрузка по поиску и подготовке информации по предмету, преподавание которого требует компетентности в узкой области.

Основываясь на собственном опыте преподавания данного предмета, отмечу, что при наличии религиоведческого образования подготовка к уроку не вызывает затруднений. Как нам кажется, в долгосрочной перспективе, решением проблемы квалификации кадров может послужить введение религиоведения как обязательного предмета, в педагогические университеты и училища, при подготовке педагогов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Научно-теоретические основы констатирующего и формирующего экспериментов
Эксперимент означает пробу, опыт. Это один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Например, от наблюдения эксперимент отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или неско ...

Методическое обеспечение работы учителя с творческой тетрадью
Данный пункт представляет собой готовые методические рекомендации по работе с творческой тетрадью. Рекомендации представлены в виде ограничений действий учителя, как учитель может помогать учащемуся при работе с тетрадью. В процессе апробации были выделены формы работы с творческой тетрадью: индиви ...

Определение понятий «религиозное образование», «светская школа»
Так как само понятие «религиозного компонента» очень широко, возникает необходимость его точного определения. В общеобразовательных муниципальных школах существует множество предметов, где «религиозный компонент» присутствует как необходимый элемент. Сюда можно отнести историю, обществознание, исто ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru