Особенности внедрения курса «ОРКиСЭ» в средних школах г. Красноярска

Страница 2

Проблема, связанная с неподготовленностью учителей и учеников к новому предмету проявляется только в школе № 145. Как нам кажется, это связанно не столько с халатным отношением к внедрению курса «ОРКиСЭ», условиями его реализации – подготовка нового предмета шла быстро - в августе 2009 года поступило распоряжение президента и правительства, в апреле 2010 года курс уже начал преподаваться. Это негативно сказалось на ходе апробации.

Ряд проблем вызвал блок «ОПК». Двое учителей начальной школы (школы № 145) отметили, что во время преподавания данного модуля трудно выдерживать границу между светским и религиозным. Еще два педагога (история и обществознание) пришли к заключению, что данный модуль несет пропагандистский характер – тексты некоторых уроков утверждают религиозные догматы как неподлежащие сомнению.

В отношении соответствия возраста учащихся и предмета нового курса только двое учителей (по одному в каждой школе) придерживаются мнения о необходимости вводить курс «ОРКиСЭ» старших классах. Остальные считаю, что начальная школа больше подходит для формирования нравственных навыков. При этом 6 из 9 учителей не отмечают влияния нового предмета на поведение учеников.

Введение нового предмета, основанного на религиозном компоненте, всеми учителями принято положительно и никто не предлагал его изучение вне школы. Дополнительно, три педагога высказались за обязательный характер обучения подобным предметам. Желания отказаться от внедрения курса «ОРКиСЭ» в школьную программу никто из учителей не высказал. Отмена только что введенного предмета вызовет изменения в расписании, изменение нагрузки, как на школьников, так и на учителей – проблемы, возникшие при внедрении курса в сетку расписания занятии, возникнут и при его устранении.

Позиция родителей учеников обеих школ (школы №145 – 42 человека опрошено; № 10 – 33 человека опрошено – 75 человек всего – 100%) к новому предмету демонстрирует преимущественно положительное отношение - мы думаем, что это связано с возможностью добровольного выбора модуля, которому будет обучаться ребенок. Кроме того, новый предмет не нуждается в затратах со стороны родителей – учебные пособия покупать не нужно, домашнее задание помогать делать ребенку не требуется.

Большая часть родителей одобряют наличие предмета, целиком основанного на введении религиозного компонента, но придерживается идеи его факультативного (добровольного) посещения. Процент родителей, считающих его изучение обязательным, сам по себе достаточно велик – как нам кажется, обучение нравственным ценностям в определенной мере не может быть добровольным. Каждый ежедневно сталкивается с ситуацией морального выбора. По этому, изучение этической составляющей человеческой культуры должно сопровождать весь педагогический процесс. Этим объясняется основание для выбора того или иного модуля курса – стремление разнообразить образование, получаемое ребенком и привить ему дополнительные представления о нравственности. При этом, выбор модуля, сделанный по совету школьной администрации, может быть основан на невозможности вообще отказаться от участия в апробации курса «ОРКиСЭ». Некоторые дети получают конфессиональное образование вне школы, и их родители с сомнением относятся к неподготовленным учителям, рассказывающих о религиозной культуре и традициях разных народов.

Почти все опрошенные не хотят отказываться от внедряемого курса – отчасти это связано с тем, что новый предмет нравится их детям, и если его убрать из программы, это может негативно сказаться на отношении ребенка к учебе. Целью предмета является развитие нравственных качеств, помощь в социализации школьников – помощь родителям в воспитании детей.

Несмотря на мнение ряда специалистов, о том, что реализация курса саботируется местными чиновниками и школьным руководством, мы считаем, что главной проблемой является недостаточная подготовка к апробации предмета на всех этапах. Результатом становятся противоречащие друг другу сообщения из регионов – участников эксперимента и опосредованное влияние родителей на внедрение «Основ религиозной культуры и светской этики».

Изучая мнение учеников о новом предмете, были выявлены две основные тенденции – большинству предмет нравится, и они высказываются за его сохранение в школьной программе:

Анкетирование прошли 65 учеников школы № 10 и 103 ученика школы № 145 (168 человек – 100%). Соотношение учеников, изучающих разные модули курса «ОРКиСЭ», взято только для одной школы – это связано с тем, что все ученики школы № 145 занимаются по блоку «Основ светской этики» (кроме двух учеников – «Основы православной культуры»). По этому, мы можем сказать, что ≈100% учеников пятого класса данной школы обучаются по одному модулю.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Методика закрепления и проверки знаний учащихся о хронологии
Работа по изучению и использованию хронологии органически включается в общую систему обучения истории на всех этапах учебного процесса: при первоначальном изучении материала, его закреплении, повторении, обобщении и оперировании им. Это распространяется как на IV-V, так и на последующие классы. Для ...

Система начального образования Л.В. Занкова особенности комплекта учебников по системе Л.В. Занкова
Дидактическая система, ведущая цель которой оптимальное общее развития каждого школьника, разрабатывалась в процессе многолетнего педагогического эксперимента Л.В. Занковым и его учениками. В 60-е годы прошлого столетия была сформулирована Концепция этого учения, включающая основную идею, принципы ...

Создание предметно-развивающей игровой среды и организация развивающих игр
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития, осуществления личностного подхода к детям при обучении. Решение этих задач невозможно без создан ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru