Государственный стандарт общего образования – совокупность норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, требования к уровню подготовки выпускников (обучающихся) всех ступеней общего образования, максимальный объем обязательной учебной нагрузки, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса, в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению.
Государственный стандарт общего образования призван обеспечивать:
– равные возможности для всех граждан в получении качественного образования;
– единство образовательного пространства в Российской Федерации;
– академические свободы обучающихся;
– академическую мобильность обучающихся; право выбора образовательного учреждения;
– защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
– преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования;
– социальную и профессиональную защищенность обучающихся и педагогов;
– право граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования;
– основы для расчета нормативов бюджетного финансирования общего образования для разграничения финансируемых из бюджета и платных (для потребителя) образовательных услуг в сфере общего образования, а также для определения условий образовательного процесса в организациях, реализующих государственный стандарт общего образования на основании лицензии.
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.
Государственный стандарт общего образования является основой:
– разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, учебных планов общеобразовательных учреждений;
– объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
– объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
– установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;
– определения объемов бюджетного финансирования образовательных услуг, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
– установления федеральных требований к оснащению образовательного процесса, оборудованию учебных помещений образовательных учреждений.
Государственный стандарт общего образования включает три компонента:
– федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией;
– региональный (национально-региональный) компонент – устанавливается субъектом Российской Федерации;
– компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.
В настоящем документе представлен федеральной компонент государственного стандарта общего образования.
Информация по теме:
Принципы классификации тестов по иностранному языку
С развитием и популяризацией тестирования как формы контроля исследуются возможности различных видов тестов. При существующем разнообразии тестов возникает необходимость в их систематизации, то есть созданию классификации тестов, позволяющей по одному из критериев выбрать вид теста, наиболее соотве ...
Критерии и уровни развития памяти младших школьников
В 20-х годах нашего века некоторые психологи высказали мысль о том, что память ребенка сильнее, лучше, чем память взрослого. Основанием для таких суждений были факты, говорившие об удивительной пластичности детской памяти. Однако внимательное изучение деятельности памяти маленьких детей показало, п ...
Субъективное отношение к природе и его роль в формировании современного
экологического сознания
Одной из основных задач образования сегодня является формирование у социума в целом и у каждой отдельной личности экологического сознания экоцентрического типа. Экоцентрический тип экологического сознания – это система представлений о мире, для которой характерны: ориентированность на экологическую ...