Особенности внедрения курса «ОРКиСЭ» в средних школах г. Красноярска

Страница 4

Возникают трудности со временем и местом преподавания предмета. С внедрением «Основ религиозной культуры и светской этики» обнаруживается нехватка аудиторий – на сегодняшний день школа может насчитывать более пятисот учеников, обучаемых в две смены. Мы уже рассматривали способы решения этой проблемы, однако, на практике, это приводит к увеличению количества уроков в день – даже если задействована суббота. Как результат – если блок «ОРКиСЭ» стоит первым, то не все ученики могут с утра полноценно включиться в работу. Если урок идет последним, то дети приходят на него уставшими и не могут сконцентрироваться.

Следствием этого становится низкая посещаемость уроков. Здесь большую роль играет личная заинтересованность учеников и позиция школьного руководства в отношении предмета. В школе № 145 большинство детей посещало уроки по «ОРКиСЭ», однако, не всегда это были одни и те же ученики. В школе № 10 количество учеников на уроках сильно варьировалось, однако, «сильный» класс – 5в, изучавший «Основы светской этики» в большинстве случаев присутствовал в полном составе.

В случае, когда ученики одного класса изучают разные модули курса, а урок расположен в середине дня, появляется необходимость размещения незанятых детей. По современным школьным правилам, ученик не может находиться в коридоре во время урока без сопровождения. Оставлять таких детей в кабинете с учащимися не представляется возможным – это окажет негативное влияние на дисциплину. Помещение школьной библиотеки редко может вместить большое количество человек. Отпускать детей домой не представляется возможным – не все ученики живут достаточно близко от школы, к тому же, в урочное время администрация учебного заведения несет ответственность за детей.

Существует ряд вопросов, рассмотрение которых, как мы считаем, является необходимым, для формирования более полного представления о ходе апробации курса в регионе.

В ходе ранее названной нами экспертной конференции «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи в Красноярском крае», был озвучен ряд положений, связанный со спецификой внедрения курса «ОРКиСЭ» в школах отдаленных районов края:

1) Балахтинский и Енисейский районы, г. Железногорск – руководители методических районных объединений обратили внимание на слабую координацию педагогического состава во время преподавания курса «ОРКиСЭ». Причиной такого положения была названа непродуманность системы связи между методическими центрами и учителями на местах. Поднимался вопрос о необходимости увеличения числа конференций, целью которых должен быть обмен опытом преподавания курса и решение проблем, связанных с внедрением «Основ религиозной культуры и светской этики».

2) г. Зеленогорск, г. Красноярск, г. Железногорск, Рыбинский район – отмечается необходимость дополнительной работы с родителями учеников. Без координированных действий со стороны школы и семьи трудно реализовать цели курса «ОРКиСЭ».

3) Рыбинский, Енисейский, Балахтинский районы – снабжение учебными пособиями, не соответствующее социальному заказу населения районов. Нехватка учебников в целом. Предпочтение модуля «ОПК» в сельских местностях, малый процент учеников, выбравших другие блоки – проблема выделения времени и помещения для их обучения отдельно от основной части.

Проанализировав ход апробации курса «Основ религиозной культуры и светской этики» в г. Красноярске, мы пришли к следующим выводам:

1) Слабость подготовки учителей к новому предмету – недостаточность теоретических знание, отсутствие методического сопровождения. Следствием этого являются несоответствие заявленных целей курса и их реализации на местах (влияние мировоззренческой позиции преподавателя).

2) Необходимость комплексной работы с родителями учеников – без координации усилий школы и семьи нравственный аспект курса не может быть реализован в полной мере. Необходимо увеличение доли участи родителей в образовательном процессе по данному предмету.

3) Введение системы оценивания успеваемости, ужесточение системы контроля над выполнением заданий. Необходимо обеспечить серьезный подход учащихся к изучению «Основ религиозной культуры и светской этики». Обдумать возможность переноса курса в старшие классы, его согласование с «Историей», «Литературой», «Обществознанием».

4) Особое внимание к ходу апробации курса в отдаленных районах. Проверка состояния школ (ремонт, оборудование), обеспечение учебными пособиями всех видов, подготовка нужного числа преподавателей по всем блокам «ОРКиСЭ». Решение этих проблем должны заниматься краевые центры. Одним из способов разрешения этих вопросов может стать перераспределение необходимых ресурсов из разных районов в зависимости от потребностей образовательного учреждения.

Проблема получения знаний в области религии, реализуемая через систему общего образования, затрагивает не только область педагогики, как комплексной науки, посвященной адаптации человека в современный ему мир, но и целого комплекса общественных структур. При создание комплексных курсов, посвященным религиозно - культурологическому образованию, соответствующих законодательным нормам и общественным требованиям возникает ряд трудностей - осуществления контроля за реализацией нового предмета на местах; подготовка педагогических кадров и учебных пособий, опирающихся на традиционные духовно-нравственные ценности народов России. «Религиозный компонент», присутствующий в виде отдельного предмета в школьной программе, должен одновременно сочетать в себе образовательный и воспитательный элементы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора
Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, что отметил А.М. Горький: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, - об этом ...

Применение моделирования для развития математических представлений старших дошкольников
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключает ...

Диагностика определяющей рефлексии
Диагностика, которая проводилась в пятом классе, является пробной, так как мы воспользовались диагностикой определяющей рефлексии по отношению к себе для 1-3 классов, но изменили и усложнили задания и вопросы в соответствии с возрастом. Набор задач для 5 класса представлен в приложении 1. В работе ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru