Одной из основных задач образования сегодня является формирование у социума в целом и у каждой отдельной личности экологического сознания экоцентрического типа. Экоцентрический тип экологического сознания – это система представлений о мире, для которой характерны:
ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы,
восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком,
баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой. Задачами экологического образования сегодня является формирование трех основных подструктур экологического сознания экоцентрического типа: совокупности у личности (группы)
1) экологических представлений,
2) ее субъективного отношения к природе, а также
3) освоенных стратегий и технологий взаимодействия с природой. Таким образом, субъективное отношение к природе является неотъемлемой частью экологического сознания, без которой невозможно его формирование. Ведь даже наличие экологических знаний и технологий не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе, которое определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, иными словами, стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности. С позиций экологической психопедагогики именно через подструктуру отношений в наибольшей степени формируется субъектный характер восприятия природных объектов, который свойственен экологичной личности.
Субъективные отношения выступают в роли своего рода костяка субъективного мира личности. Отражая реальные, объективные отношения личности с миром, они обуславливают характер ее предпочтений в различных сферах и через них влияют на все поведение в целом. В самом общем смысле под субъективным отношением в психологии понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обуславливающим поведение. Сущность субъективного отношения можно представить с помощью следующей модели. На исходном этапе существуют:
1) потребность личности
2) объект или явление мира
3) та или иная объективная связь между ними
Затем объективная связь получает свое субъективное отражение во внутреннем мире, в результате чего объективное в своей основе отношение приобретает характер субъективного отношения личности. Таким образом, субъективное отношение к объектам и явлениям мира определяется тем, какие именно потребности и в какой степени «запечатлены» в них. Если же в данном объекте не запечатлена ни одна потребность, то личность относится к нему «никак», он не охвачен ее субъективным отношением. Именно поэтому «субъективное пространство» личности не совпадает с ее «объективным пространством». В основе субъективного отношения к природе лежит запечатленность в тех или иных ее объектах и явлениях потребностей личности. Данную запечатленность потребностей можно сравнить со светом лампы: некоторые объекты и явления природы освещаются этим светом, а некоторые нет; свет может освещать окружающее с различной силой; и, наконец, человек может обращать внимание на одни освещенные объекты, «видеть» их, а другие – нет.
Информация по теме:
Особенности методической системы обучения физике студентов высших учебных
заведений технического профиля и основные требования к ней
Фундаментальность физического образования предполагает, что в высших технических учебных заведениях знания, сформированные у студентов на занятиях по физике, являются фундаментальной базой для изучения общетехнических и специальных дисциплин, освоения новой техники и технологий. Содержание курса фи ...
Диагностика определяющей рефлексии
Диагностика, которая проводилась в пятом классе, является пробной, так как мы воспользовались диагностикой определяющей рефлексии по отношению к себе для 1-3 классов, но изменили и усложнили задания и вопросы в соответствии с возрастом. Набор задач для 5 класса представлен в приложении 1. В работе ...
Дежурства как форма организации труда детей
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, Не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат о ...