Глобальной проблемой современного мира является сохранение природной среды планеты и безграничное продление существования на ней человечества. Экологический кризис сегодня понимается, прежде всего, как кризис экологического сознания. Можно сказать, что образовался особый участок в сфере индивидуального и массового сознания, в котором разрабатываются и решаются проблемы взаимодействия личности и общества с природой, отражающие динамику такого взаимодействия, где происходит выработка необходимых поступков, действий и поведения, формирование философской концепции диалектической связи человека и природы. Эта сфера и есть то, что мы склонны обозначать как экологическое сознание. (1) Формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания сегодня является главной целью экологического образования, а задачами такого образования является формирование трех его основных подструктур: совокупности у личности (группы)
1) экологических представлений,
2) ее субъективного отношения к природе, а также
3) освоенных стратегий и технологий взаимодействия с природой.
Проанализировав доступную мне информацию, могу сказать, что 1-я задача в нашей стране сегодня выполняется чаще всего. Но само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, иными словами, стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности. Одной из основных причин проблематичности решения этой задачи, на мой взгляд, является то, что среда, в которой рождается и живет человек, становится все более искусственной (большая часть населения страны проживает в городах, где столкновение с «миром природы» становится все менее вероятным, в школах все реже встречаются теплицы и зооуголки, а дети все чаще не имеют возможности завести у себя дома каких-нибудь животных). И здесь на помощь приходит система дополнительного экологического образования, которая в силу своей специфичности и большей свободы может удовлетворить потребности детей в общении с живой природой.
Гипотеза: Особым образом организованные занятия в уголке живой природы будут способствовать развитию и формированию у детей желательного субъективного отношения к природе.
Цель данной работы: Исследовать влияние таких занятий на формирование субъективного отношения к природе у детей разного возраста.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Анализ литературы по экологическому образованию и экологической педагогике и психологии.
Организация занятий в уголке живой природы на базе учреждения дополнительного экологического образования.
Подбор методик для диагностики субъективного отношения к природе.
Оформление результатов и выводов.
Объект исследования данной работы: субъективное отношение учащихся к природе.
Предмет: воздействие общения с миром природы на формирование у учащихся субъективного отношения к природе.
Информация по теме:
Студенческая жизнь Оксфорда
Оксфордский университет умеет не только заниматься, но и отдыхать. Интеграции в уникальную академическую атмосферу университета способствуют многочисленные студенческие клубы и общества. Подобных клубов в университете Оксфорда несколько сотен, а сфера их интересов более чем разнообразна. Тут можно ...
Параметры психологического измерения субъективного отношения
к природе
Каждое субъективное отношение личности может быть охарактеризовано с помощью целого ряда параметров. Соответственно запечатленность потребностей личности в объектах или явлениях природы характеризуется тремя параметрами: структурно-содержательным – широтой: в каких именно объектах и явлениях природ ...
Основные требования к проведению занятий в соответствии с ФГТ
1. Создание четкой программы занятия, направленных на развитие качеств ребенка, определенных в десяти образовательных областях «Здоровье», «Познание», «Физическая культура», «Труд», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литерат ...