Составной частью общей проблемы отношений личности является отношение учащихся средней специальной школы к учебной деятельности. В исследованиях структуры отношения к учению имеется несколько подходов, в основу которых положены следующие выводы.
1. Структуру отношения к учению определяет мотивационная сторона.
2. Отношение к учению выражает единство интеллектуального, эмоционального и волевого или поведенческого компонентов.
3. Структура отношения к учению включает мотивационный, эмоциональный и другие компоненты.
Наиболее глубоко теоретически и экспериментально исследован мотивационный аспект отношения к учению. Многие психологи (Л. И. Божович, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, П. М: Якобсон и др.) центральным компонентом, ядром отношения к учению считают учебную мотивацию.
Исходя из имеющихся в литературе теоретических положений и данных экспериментальных исследований мы отношение к учению рассматриваем как «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности» с определенной стороной объективной действительности (с учебной деятельностью), понимая под отношением личности целостное структурное образование, представляющее собой единство определенным образом взаимосвязанных различных компонентов.
В структуре отношения к учебной деятельности выделяются такие взаимосвязанные его компоненты, как мотивация учения и эмоциональные переживания, вызываемые учебной деятельностью и связанные с удовлетворенностью ею учащихся.
По содержанию доминирующих в индивидуальных мотивационных комплексах мотивов учения мы выделили следующие типы мотивации, представляющие собой три вида комплексов побуждений к учебной деятельности.
1. Положительная мотивация, которая включает мотивацию общественного, морального и познавательного содержания — гражданский долг, осознание общественной значимости образования; потребность в знаниях; интерес к учебному предмету и содержание учебной деятельности; мотивы профессионально-ценностные; стремление самосовершенствоваться в процессе учения, а также занять определенное место в коллективе.
Такая структура мотивации характерна для учащихся с высокой учебной активностью, целеустремленно и самостоятельно работающих над собой, много читающих, и не только литературу по учебным предметам. Как правило, они хорошо учатся, принимают активное участие в общественной жизни.
Повышение успехов в учебной деятельности заключается в повышении качества учебно-воспитательной работы. Средства решения этой задачи мы усматриваем в обеспечении преподавателями активного получения знаний, связи обучения с жизнью и его содержательности с учетом индивидуальных возможностей, учащихся и их отношения к учебной деятельности, в воспитании понимания значимости знаний и потребности в учении, в повышении требовательности со стороны преподавателей.
В процессе исследования изучался также вопрос о том, изменяются ли мотивы учения под влиянием учебной деятельности. С этой целью на протяжении года в двух техникумах проводилась целенаправленная психолого-педагогическая работа, которая включала: 1) нравственно-психологическое просвещение: индивидуальные и коллективные занятия, лекции, диспуты по специально разработанной тематике, 2) воздействие коллектива; 3) целенаправленную деятельность преподавателей.
В первом техникуме преподаватели и экспериментатор обращали внимание на развитие познавательных мотивов учения: интерес учащихся сосредоточивался на содержании учебных предметов, на усвоении и понимании программного материала, подчеркивалось значение образования в жизни человека, в его будущей профессиональной и общественной деятельности. Во втором — больше внимания уделялось развитию мотивов учения, обусловливающихся общественной активностью: все учащиеся привлекались к общественной работе, интерес их сосредоточивался на возможности применения знаний на практике, хотя усвоению программного материала также уделялось должное внимание.
Информация по теме:
Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с
природными объектами
Антропоцентризм современного сознания привел к тому, что в науке выработалась устойчивая парадигма: «природа как окружающая среда». Но природа это не только безликая «окружающая среда», которая, наряду с антропогенной средой, окружает человека, это и совершенно конкретные луг, лес, дерево около дам ...
Язык программирования HTML и его основные понятия
HTML (от англ. HyperText Markup Language — "язык разметки гипертекста") — стандартный язык разметки документов во Всемирной паутине. Большинство WEB-страниц создаются при помощи языка HTML (или XHTML). Язык HTML интерпретируется браузерами и отображается в виде документа. HTML является пр ...
Комплекс компетенций составляющих компетентность
В компетенциях учащихся можно выделить базовый и продвинутый уровни. Покажем это на примере компетенций в области компьютерной грамотности и овладения языком. Базовые компетенции обеспечивают умение ученика включить и выключить компьютер, знать, для чего нужны те или иные виртуальные кнопки и «икон ...