Выявленная модель формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся младших классов к музыке послужила основой для разработки программы экспериментальной работы, рассчитанной на 6 недель, определения методов и условий её организации.
Педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ №60 г.Пензы.
Экспериментальное исследование проводилось в 2012г. В его ходе применялись собственно экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты), методы наблюдения, анкетирование, психолого-педагогическое тестирование, беседа и др.
Цель эксперимента заключалась в обеспечении достижения большинством учащихся младших классов общеобразовательной школы высокого и среднего уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе внеурочной деятельности на основе специально разработанной программы, в основу которой положены смысловые дидактические блоки: «Мы – композиторы»; «Мы – исполнители»; «Мы – слушатели»; «Мы – поэты»; «Мы – писатели»; «Мы – художники».
Оценка результатов эксперимента осуществлялась по уровню сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к различным видам музыкальной деятельности (восприятие музыки, вокально-хоровое исполнительство, инструментальное исполнительство, импровизация и творчество).
Уровни сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности определялись на основании критериев:
-когнитивного (знания и информированность учащихся в области музыкально-ориентированной полихудодожественной деятельности; проявление познавательного интереса);
-эмоционально-оценочного (эмоциональный отклик при восприятии музыкальных произведений; эмоционально-ценностные суждения, музыкальные предпочтения);
-продуктивно-рефлексивного (проявление творчества; умения и навыки выполнения различных видов музыкально-художественной деятельности; самооценка и рефлексия учебных и творческих достижений).
Содержание экспериментальной работы включало три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный срез.
Первый этап: проведение констатирующего эксперимента – исследование общего состояния и особенностей эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке.
Второй этап: организация формирующего эксперимента, направленного на апробацию разработанной серии внеклассных занятий по музыке по формированию эмоционально-ценностного отношения детей к музыке.
Третий этап: проведение контрольного среза с целью выявления положительной динамики в развитии эмоционально-ценностного отношения детей к музыке.
Для проведения опытно-экспериментальной работы были выбраны два 3-х класса изначально схожие по количественным и качественным характеристикам.
В задачи констатирующего эксперимента входило:
1. Выявление общего состояния и особенностей эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности (слушание музыки, певческая деятельность, игра на детских инструментах, музыкально-ритмическая деятельность).
2. Изучение педагогического опыта с целью определения типичных затруднений учителей в формировании эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности, выборе наиболее эффективных методов осуществления этой работы.
3. Анализ полученных эмпирических данных для определения содержания формирующего эксперимента.
При проведении констатирующего эксперимента использовались следующие диагностические методы (таблица 2).
Информация по теме:
Особенности процесса разработки теста по иностранному
языку в средней школе
Тестирование, являясь одной из перспективных форм контроля, получает все более широкое применение в школьной практике. Новаторский характер тестирования является причиной возникновения проблем, связанных с введением тестирования в школьную практику. Одна из наиболее актуальных проблем тестирования ...
Особенности изучения "Web конструирования"
школьном курсе информатики и ИКТ
В настоящее время, в Российском образовании, большое внимание уделяется процессу обучения Информатики и ИКТ. В школьном курсе информатики и ИКТ содержится много разделов, которые в свою очередь носят индивидуальный характер. Каждый раздел раскрывает учащимся свою область знаний, которую он содержит ...
Образ в музыке и музыкальная драматургия
Следующие темы, в которых литература играет большую роль, это образ в музыке и музыкальная драматургия. С этими темами дети знакомятся в седьмом классе. На уроках ребята знакомятся с фрагментами из опер, узнают, что для их сочинения необходимо либретто (краткий пересказ содержания оперы, балета, оп ...