Фрагменты учебных заданий, с помощью которых осуществлялась данная диагностика, представлены в приложении № 2 дипломной работы.
В ходе констатирующего эксперимента мы оценивали, каким образом приведенные в таблице-2 критерии и показатели сформированности проявляются в таких конкретных видах музыкальной деятельности учащихся, как слушание музыки, певческая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах. Данные виды музыкальной деятельности были выбраны в связи с тем, что они являются базовыми на традиционных уроках музыки. Исследование проводилось на протяжении нескольких уроков по принципу общего массива в рабочей обстановке внеурочных занятий по музыке. Далее проводился анализ полученных эмпирических данных и их математическая обработка. Оценка проводилась по трём уровням:
- высокий ( + ), если ребёнок имеет высокий уровень развития по всем показателям каждого из указанных видов музыкальной деятельности;
- средний ( + - ), если ребёнок частично проявляет себя по показателям каждого из указанных видов музыкальной деятельности;
- низкий ( - ), если ребёнок проявляет себя слабо по показателям каждого из указанных видов музыкальной деятельности.
Образец оценочных матриц представлен в приложении № 1 дипломной работы.
Для определения содержания педагогического эксперимента нами были проведены диагностические исследования исходного уровня эмоционально-ценностного отношения учащихся 3 «А» класса и 3 «Б» класса экспериментальных и контрольных групп в контексте цели и задач нашего исследования.
В частности, были диагностированы такие ключевые показатели, как: эмоциональный отклик, эмоционально-ценностные суждения, предпочтения отдельных видов музыкальной деятельности, художественно-эстетическое творчество и познавательные интересы школьников. Проведение подобной диагностики было необходимо как для выявления начального уровня развития изучаемых характеристик, так и для целенаправленного подбора форм, методов и заданий, способствующих формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности.
В результате проведенного исследования было установлено, что учащиеся обеих групп являются неоднородными, в них были дети с различными уровнями сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности и личностными особенностями. Однако было констатировано, что значительное число учащихся в обеих группах имели низкий и средний уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке. В целом же, усредненные результаты ЭГ и КГ не имели статистически значимых, принципиальных различий.
Оценка сформированности эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальной деятельности по указанным критериям и показателям происходила по 10 – балльной системе по уровням: высокий, средний, низкий:
10-8 баллов – если признаки показателя проявляются полностью, он считается сформированным – высокий уровень.
7-5 баллов – если есть лишь главные признаки показателя, он только формируется – средний уровень.
4– 1 балл – если признаки показателя проявляются слабо или не проявляются, он не сформирован вообще – низкий уровень.
Безусловно, такая градация условна, хотя получаемые количественные значения баллов относительно точны, поэтому они позволяют дать обобщающую картину уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке.
Как показало проведенное исследование, учащиеся в целом достаточно активны на уроках музыки. Наибольший интерес у них вызывает коллективная деятельность: хоровое пение, музыкально-ритмические игры. Довольно сложными видами деятельности для них оказалось слушание музыки и игра на музыкальных инструментах. Адекватный и положительный эмоциональный отклик на прослушиваемую музыку наблюдался далеко не у всех учащихся, в первую очередь, по причине небольшого слухового опыта. Школьники, хорошо владеющие специальными музыкальными терминами, преимущественно являлись учащимися музыкальных школ или посещали музыкальные кружки. Дети, имеющие музыкальные впечатления вне школы (собирают и прослушивают новые музыкальные записи; смотрят музыкальные фильмы и пр.), охотнее отвечали на вопросы учителя, стремились поделиться своими новыми знаниями. Однако, в беседах, ответах на вопросы учащиеся наименее активны. Предпочтение видов музыкальной деятельности мы выявляли следующим образом.
Информация по теме:
Методика преподавания теории вероятностей и математической статистики в
средней школе
Изучение понятия события зачастую сопряжено у учащихся с трудностями психологического характера. Его обычно ученики воспринимают как единичное выполнение какого-либо действия. Поэтому формирование представления о данном понятии должно начинаться с рассмотрения простейших вероятностных моделей. Перв ...
Технические средства
обучения
Современные технические средства позволяют убедительно и доходчиво в короткий отрезок времени раскрыть содержание сложных явлений, способствуют активизации познавательной деятельности студентов. Эксперимент, анализ опыта работы преподавателей показали, что систематическое использование современных ...
Организационные условия и формы занятий
На мой взгляд, наиболее удачной формой проведения урока физической культуры по воспитанию двигательных качеств с учетом морфо-конституциональных особенностей является круговая тренировка. Метод круговой тренировки представляет собой организационно-методическую форму, охватывающую ряд частных методо ...