Выявление уровня эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Педагогика » Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности » Выявление уровня эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Страница 3

Фрагменты учебных заданий, с помощью которых осуществлялась данная диагностика, представлены в приложении № 2 дипломной работы.

В ходе констатирующего эксперимента мы оценивали, каким образом приведенные в таблице-2 критерии и показатели сформированности проявляются в таких конкретных видах музыкальной деятельности учащихся, как слушание музыки, певческая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах. Данные виды музыкальной деятельности были выбраны в связи с тем, что они являются базовыми на традиционных уроках музыки. Исследование проводилось на протяжении нескольких уроков по принципу общего массива в рабочей обстановке внеурочных занятий по музыке. Далее проводился анализ полученных эмпирических данных и их математическая обработка. Оценка проводилась по трём уровням:

- высокий ( + ), если ребёнок имеет высокий уровень развития по всем показателям каждого из указанных видов музыкальной деятельности;

- средний ( + - ), если ребёнок частично проявляет себя по показателям каждого из указанных видов музыкальной деятельности;

- низкий ( - ), если ребёнок проявляет себя слабо по показателям каждого из указанных видов музыкальной деятельности.

Образец оценочных матриц представлен в приложении № 1 дипломной работы.

Для определения содержания педагогического эксперимента нами были проведены диагностические исследования исходного уровня эмоционально-ценностного отношения учащихся 3 «А» класса и 3 «Б» класса экспериментальных и контрольных групп в контексте цели и задач нашего исследования.

В частности, были диагностированы такие ключевые показатели, как: эмоциональный отклик, эмоционально-ценностные суждения, предпочтения отдельных видов музыкальной деятельности, художественно-эстетическое творчество и познавательные интересы школьников. Проведение подобной диагностики было необходимо как для выявления начального уровня развития изучаемых характеристик, так и для целенаправленного подбора форм, методов и заданий, способствующих формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности.

В результате проведенного исследования было установлено, что учащиеся обеих групп являются неоднородными, в них были дети с различными уровнями сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности и личностными особенностями. Однако было констатировано, что значительное число учащихся в обеих группах имели низкий и средний уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке. В целом же, усредненные результаты ЭГ и КГ не имели статистически значимых, принципиальных различий.

Оценка сформированности эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальной деятельности по указанным критериям и показателям происходила по 10 – балльной системе по уровням: высокий, средний, низкий:

10-8 баллов – если признаки показателя проявляются полностью, он считается сформированным – высокий уровень.

7-5 баллов – если есть лишь главные признаки показателя, он только формируется – средний уровень.

4– 1 балл – если признаки показателя проявляются слабо или не проявляются, он не сформирован вообще – низкий уровень.

Безусловно, такая градация условна, хотя получаемые количественные значения баллов относительно точны, поэтому они позволяют дать обобщающую картину уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке.

Как показало проведенное исследование, учащиеся в целом достаточно активны на уроках музыки. Наибольший интерес у них вызывает коллективная деятельность: хоровое пение, музыкально-ритмические игры. Довольно сложными видами деятельности для них оказалось слушание музыки и игра на музыкальных инструментах. Адекватный и положительный эмоциональный отклик на прослушиваемую музыку наблюдался далеко не у всех учащихся, в первую очередь, по причине небольшого слухового опыта. Школьники, хорошо владеющие специальными музыкальными терминами, преимущественно являлись учащимися музыкальных школ или посещали музыкальные кружки. Дети, имеющие музыкальные впечатления вне школы (собирают и прослушивают новые музыкальные записи; смотрят музыкальные фильмы и пр.), охотнее отвечали на вопросы учителя, стремились поделиться своими новыми знаниями. Однако, в беседах, ответах на вопросы учащиеся наименее активны. Предпочтение видов музыкальной деятельности мы выявляли следующим образом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Рабочее место учащегося
Рабочее место учащихся – это определенная часть площади учебной мастерской с наиболее целесообразным расположением оборудованием, инвентарем, приспособлениями и другой оснасткой. Основные компоненты рабочего места учащегося: определенная площадь учебной мастерской, необходимая для расположения и но ...

Подходы к обучению учащихся обществознанию
Описание педагогического опыта по обозначенной проблеме представляет определенный интерес для работников образования и может быть использовано в качестве методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса с учащимися в рамках нового стандарта образовательной области «Обществоз ...

Величина
Этот раздел программы связан с развитием первоначальных представлений у дошкольников о величине предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, толщине, объему (больше, меньше, одинаковые по величине). Дети учатся словом определять величину предметов: длинный – короткий, широк ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru