Психологические механизмы развития субъективного отношения к природе

Страница 1

Выделим несколько особенностей, характеризующих этот процесс как систему.

От перцептивно-эмоционального к практическому каналу возрастает роль сознательной регуляции человеком процесса формирования отношения к объектам природы. Если в перцептивно-эмоциональном канале воздействие релизеров связано в основном с влиянием на бессознательную сферу личности, то в когнитивном канале ведущую роль начинает играть уже вторая сигнальная система, а в практическом этот процесс детерминирован характером мотивов и целей личности.

От перцептивно-эмоционального к практическому каналу происходит нарастание роли собственной активности личности. При развитии отношения по перцептивно-эмоциональному каналу человек выступает как достаточно пассивное начало: он подвергается воздействию релизеров, определяющих этот процесс, а природные объекты, в сущности, становятся его «инициаторами». Когнитивный канал предполагает как влияние на человека поступающей к нему от других информации, так и собственную его активность в поиске информации об объектах природы, ее переработке и интерпретации. Практический же канал необходимо подразумевает обязательную собственную активность личности.

Развитие субъективного отношения к природе – это не одномоментный акт, а процесс, протекающий в течении значительных временных промежутков, идущий неравномерно и неоднонаправленно. Он определяется, с одной стороны, структурной деятельности субъекта, с другой стороны, существуют определенные сензитивные периоды, например, для воздействия психологических релизеров, действующих по разным каналам.

Процесс развития субъективного отношения к природе носит цикличный и ступенчатый характер. Степень интенсивности субъективного отношения с каждым циклом увеличивается за счет включения новых элементов системы. К развитию нового цикла приводит повышение степени активности личности, ее стремление к взаимодействию с природными объектами, которое получается в результате предыдущего цикла.

На отдельных этапах процесса развития субъективного отношения к природе происходит усложнение, дифференциация, трансформация различных структурных элементов этой системы. Одни элементы системы могут оказывать корректирующее влияние на другие. Иерархия структурных элементов также не постоянна, и доминирующее положение могут занимать то одни из них, то другие. Например, когда человек начинает испытывать потребность в экологической активности, его готовность к усвоению информации о данном объекте становится максимальной, причем наиболее ценной и желанной становится информация, касающаяся технологии взаимодействия с данным объектом природы. Человека интересует, как правильно посадить и ухаживать за данным растением, как оборудовать аквариум и добиться размножения рыб и т.д., т.е. человек активно старается получить информацию о том, как создать условия, в которых животное или растение будет чувствовать себя наиболее комфортно. Таким образом, определенный уровень развития субъективного отношения к природе, достигнутый в результате действия механизмов практического канала, обусловливает сензитивность, восприимчивость к действиям механизмов когнитивного канала, и в дальнейшем особенно активно отношение формируется именно через когнитивный канал. Иными словами, в процессе развития отношения роль ведущего могут попеременно играть различные каналы.

Личность человека является системообразующим фактором развития субъективного отношения к природе, механизмов возникновения и взаимодействия его структурных элементов. В рассмотренном ранее примере с восприятием кукушки для одних, в силу их личностных особенностей, может оказаться доминирующим естественный аудиальный релизер («ку-ку»), а для кого-то, скажем воспитанников детдома, - этический релизер (подбрасывает своих детей»). Соответственно у первых будет формироваться положительное, а у вторых – отрицательное отношение. Или же дуб, будучи «симпатичным» растением для мальчиков, не выступает в качестве такового для девочек, так как последние «нечувствительны» к действию социального релизера «могучий богатырь», которым маркировано это дерево.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Характеристика основных умений в науке
Различают общеучебные умения, необходимые на занятиях почти по всем предметам (чтение, письмо, речь, счёт, организация учебной работы и т. д.) и специальные умения, связанные со спецификой познавательной деятельности при изучении конкретной дисциплины. В свою очередь, эти специальные умения можно р ...

Программные требования к сюжетным задачам в 3 классе
Объем изучаемого в 3-м классе по «Программе по математике в 1-4 клас-сах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач: - нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 1000, число 0; - понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результат (с ...

Общая характеристика пространственного мышления
Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Это сложный процесс, куда включаются не только логические (словесно-понятийные) операции, но и множество перцептивных д ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru