Характеристика основных умений в науке

Различают общеучебные умения, необходимые на занятиях почти по всем предметам (чтение, письмо, речь, счёт, организация учебной работы и т. д.) и специальные умения, связанные со спецификой познавательной деятельности при изучении конкретной дисциплины. В свою очередь, эти специальные умения можно разделить на информационные и интеллектуальные. К информационным умениям относят способы деятельности, связанные с поиском, приобретением информации из различных видов источников знаний (письменных, изобразительных, вещественных и т. д.). Её воспроизведением (рассказ, описание, изложение). И письменной фиксацией (составление плана, опорного конспекта, тезисов и т. д.).

К интеллектуальным умениям нужно отнести способности учащихся реконструировать и интерпретировать исторические события, явления и процессы на основе данных различных источников; умение являть причины, сущность и последствия изучаемых событий, явлений, процессов, сравнивать, оценивать. Данная классификация умений весьма условна, т.к. восприятие сведений о прошлом всегда одновременно требует их осмысления и наоборот, от того, насколько основательно ученик овладел исходной информацией, зависит глубина её понимания. Такое деление удобно для учителя, позволяет ему планировать ход обучения с учётом особенностей формирования у школьников способностей к тому или иному виду деятельности.

При обучении истории формируются сложные, состоящие из совокупности действий умения. Основное содержание курса истории - описание, интерпретация и оценка событий, явлений, процессов прошлого - не включает сведений о способах учебной деятельности, которыми следует овладеть для эффективного усвоения материала (как анализировать исторические события, извлекать информацию и т. д.). Характер содержания каждого урока истории столь разнообразен, что от школьников может потребоваться готовность совершать действия, связанные не с одним, а с целой совокупностью умений: анализ исторического события, работа с картой, с историческим документом и т.д.

В то же время с тем или иным действием, ученик может вновь встретиться только через ряд занятий, а то и при изучении нового раздела. Учителю приходится решать вопросы накопления знаний о способах учебной деятельности. А также, выстраивать такую последовательность процесса формирования умений, которая, с одной стороны, соотносится с логикой изучения собственно исторического материала школьных курсов, а с другой - соответствует закономерностям процесса поэтапного формирования умений.

В процессе перехода на концентрическую модель исторического образования и вариативные маршруты из учебных программ некоторое время исчезли требования к развитию умений учащихся. В последнее время методисты вновь предпринимают попытки определить круг умений. Так, в сборнике «Оценка качества подготовки учеников основной школы по истории» сформулированы общие требования к развитию умений учащихся, определены показатели качества усвоения материала в рамках отдельных больших тем курса и предложены тестовые диагностические задания для выявления достижения учащихся. Это позволяет учителю лучше сориентироваться в задачах развивающего обучения.

В программе ГОС стандарта по истории «С древнейших времен до наших дней» за 5-9 класс приводится своя система формируемых умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся в процессе обучения истории.

Делая вывод: можно сказать, что в современной науке нет точной классификации умений формируемых в процессе обучения в основной школе. Мы будем придерживаться классификации умений формируемых в работе с историческими источниками, предложенной Е.С. Мандановой. И состоящая из следующих групп умений: познавательно-исторические (специальные исторические умения, направленные на усвоение материала исторического источника); общелогические (мыслительные логические операции); общеучебные (умения учебной деятельности, формируемые при изучении большинства предметов).

Информация по теме:

Приемы, способы и средства активизации познавательной деятельности на учебных занятиях
Одним из важнейших средств развития познавательной активности и творчества студентов являются задачи и творческие задания. В педагогическом процессе задача является одним из средств овладения системой научных знаний, формирования умений решать жизненные, производственные задачи. Решение каждой зада ...

Теоретическое мышление в ракурсе ППФ. Интериоризация
Преподаватели психолого-педагогического факультета (ППФ) красноярского государственного университета обучающие студентов являются носителями теории развивающего обучения Эльконина – Давыдова. Теория, которая имеет практическое применение в школе, практически реализуется в школе и ВУЗе, занятия выст ...

Труд как фактор народного воспитания
Взять в основу современного воспитания учащихся опыт традиционного трудового воспитания казахов – цель и задача народной педагогики. В процессе организации разнообразных взаимоотношений и действий учащихся в социальной среде воспитание в них народного опыта и хороших черт характера издавна является ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru