Изменения, происходящие в современном обществе, предполагают формирование новых направлений совершенствования образования. Одним из таких путей является развитие самостоятельной, социально активной личности. Современные психолого-педагогические науки, исследования и опыт преподавания учителей ориентируют на необходимость формирования личности, умеющей самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Развитие у школьников приемов и соответствующих им умений мыслительной деятельности и учебной работы не возможно без целенаправленной деятельности преподавателя. Большое место в этом процессе занимает работа учащихся с источниками знаний, прежде всего, с фрагментами текстов.
Формирование у учащихся умений работать с текстами как источником знаний – одна из актуальных проблем современной педагогической науки, решение которой открывает возможности для углубленного осмысления учащимися ведущих вопросов исторического развития и формирования приемов мыслительной деятельности и учебной работы. Актуальность темы обусловлена назревшей необходимостью улучшения качественного уровня обучения учащихся в процессе преподавания истории.
Одним из важных направлений практического управления качеством обществоведческого образования является процесс освоения учащимися общеучебных и специальных умений. Переход к концентрической структуре обществоведческого образования привел, к сожалению, к нехватке учебного времени для формирования информационных и интеллектуальных образовательных умений, как в основной, так и в средней школе. А при их отсутствии у учащихся, трудно говорить о качестве обучения истории. Между тем учитель способен управлять этим важным процессом.
Исторический источник является одним из основных средств используемых в процессе обучения истории в общеобразовательной школе. Однако его значение в методической науке и практике до сих пор не определено однозначно. Актуальность исследуемой темы подчеркивается тем, что сегодняшние ученики - завтра активные участники общественной жизни. В силу этого важно насколько учителю истории удастся использовать воспитательный потенциал исторического источника для сформирования мировоззрения своих учеников.
Помимо этого в современном мире обычному человеку, зачастую предоставляется уже переработанная информация. СМИ делают основную работу за нас, т.е. они сами преподносят нам информацию в нужном им виде. А мы знаем, что любой историческое событие эпохи можно преподнести с различных точек зрения.
И поэтому одна из основных задач учителя-историка научить ребят работать с историческими источниками. Дать возможность самому без посторонней помощи, сделать выводы о значимости того или иного исторического факта. И трактовать данный исторический факт со своей точки зрения. Научить учеников отличать исторический источник от его анализа.
Правильно организованная работа с источниками также позволяет педагогу рационально использовать время, отведенное для изучения определенной темы, так как является одним из продуктивных способов обучения.
Анализ современного школьного опыта показывает отсутствие интереса у учащихся к историческим источникам. Это положение существует, потому что работа с ними чаще всего сводится к заданиям на определение автора документа, выделение из текста главного, прочтению дополнительной литературы и конспектированию объемного текста. Таким образом, источник для школьников становится неважным и ненужным, а главная часть работы ориентирована на литературу, являющуюся уже готовой историографической интепретацией документов. Результат такой работы с источниками зачастую оказывается противоположным поставленным целям: ребята не понимают, зачем вообще нужно читать источники, какое отношение они имеют к изучению истории. Положение усложняется и представляет серьезную проблему в рамках изучения истории по второму концентру, так как произошло разделение предпрофильной и профильной подготовки. Программа работы в старших классах подразумевает уже профильную подготовку ученика для поступления в ВУЗ и, следовательно, в ее рамках большее внимание должно быть уделено работе с источниками. Поэтому вопрос о том, как заинтересовать ученика, как показать, что источник может быть весьма важным в процессе познания прошлого является весьма актуальным.
Место и роль источника в школьном историческом образовании должны измениться. Для этого необязательно кардинально менять содержание программ и принципиальные подходы к обучению. Нам представляется, что у каждого учителя должна остаться определенная свобода в выборе средств обучения, форм и технологий работы с ними. На современном этапе развития школьного образования методика в состоянии предложить традиционные и новые технологии работы с историческими источниками в связи с изменением целей, содержания образования, которые направлены на личностно-ориентированный подход в обучении. Таким образом, можно выделить объект и предмет курсовой работы.
Объектом изучения в работе является формирование предметных умений в процессе обучения истории
Предметом исследования является процесс формирования умений работы с историческими источниками на уроках истории учащихся основной школы.
Цель курсовой работы: охарактеризовать процесс формирования умений работы с историческими источниками у учащихся основной школы на уроках истории.
Задачи:
определить сущность понятия и классификации умений в науке;
охарактеризовать основные группы предметно-исторических умений в науке;
раскрыть процесс формирования умений в процессе обучения истории;
охарактеризовать виды исторических источников и их классификаций в науке;
рассмотреть методики работы с историческими источниками в процессе обучения истории, предложенные методической наукой;
определить и охарактеризовать методики формирования и развития предметно-исторических умений в процессе работы с историческими источниками, учащихся основной школы для уроков истории.
В ходе решения поставленных задач и осуществления цели данной работы мною были проведены теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по вопросам, связанным с темой работы, анализ проектов государственного стандарта.
Проблемой формирования умений на уроках истории занимались многие «дидакты» и «методисты». В советский период над данной темой трудились Н.И. Запорожец, которой в своих трудах предлагал различные методики развития умений и навыков учащихся. Е.Н. Кабанова-Меллер, так же посвятила этой проблеме несколько учебных пособий. В 90-е годы эту тему изучали Е.Е. Вяземский, А.Т. Степанищев, М.Т. Студеникин. В частности, М.Т. Студеникин предлагает несколько методов изучения исторических источников ну уроках истории в основной школе. К.Б. Умбрашко, так же, предлагает свою методику работы с документами. Из современных авторов можно выделить О.Н. Журавлеву, Н.Н. Лазукову. Но все авторы рассматривали данную тему в основном ограниченно, предлагая в работе с историческими источниками ограничиться поверхностным изучением. И все их методики, в основном сводятся в даче рекомендаций учителю в работе с источниками.
В школе в процессе изучения истории учителями немного времени уделяется методике работы с историческими документами. В современных учебниках по истории наряду с текстами параграфов даются фрагменты исторических документов. Нередко учителя истории не уделяют особого внимания данным документам. Хотя каждый преподаватель знает, что его задача состоит не только в том, чтобы дать ученику информацию, рассказать известные факты, но и, наверное, в большей степени учитель должен научить учащихся самостоятельно добывать информацию из любых источников и правильно использовать ее, развивая тем самым навыки познавательной деятельности. Учителю очень важно мотивировать ученика к познавательной деятельности. Результаты обучения напрямую связанны с тем, насколько развиты у ребенка познавательные способности и мотивация к обучению.
Курсовая работа структурно состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.
Введение отражает актуальность темы, объект, предмет, цели и задачи курсовой работы, указание на методы исследования, а также содержит анализ литературы по проблеме организации обучения истории в средней школе.
Первая глава является теоретической, так как дает характеристику теоретико-метологических основ организации работы с источниками, классификацию их. Вторая глава знакомит с методиками организации работы с историческими источниками в процессе обучения истории.
Информация по теме:
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения физической культуры ученик должен знать: – способы и последовательность выполнения гигиенических и закаливающих процедур; – правила и нормы поведения в физкультурной и игровой деятельности; В результате изучения физической культуры ученик должен уметь: – применять разнообразны ...
«Мораль» – основная категория нравственного воспитания
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуля ...
Практическая реализация программы духовно-нравственного развития младших
подростков на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе
Духовно-нравственное развитие – сложный и длительный процесс. Комплексность, многоуровневость, многосоставность данной психолого-педагогической задачи требует соблюдения логической последовательности этапов ее разрешения. В связи с этим нами была разработана специальная программа внеклассной работы ...