Методики работы с историческими источниками в процессе обучения истории

Педагогика » Формирование умений работы с историческими источниками на уроках истории учащихся основной школы » Методики работы с историческими источниками в процессе обучения истории

Страница 1

Применяемые методы зависят от типа структуры содержания материала. Так, при изучении элементов-предметов, не связанных между собой и показанных в тексте статически, используют конкретно-научные методы и приемы при помощи описания, измерений повторов, опытов с целью изучения свойств элементов, не ставя цели познания связей и развития. Поэтому такие конкретно-научные методы изучения можно назвать поэлементными методами изучения статики объектов.

В настоящее время, предлагаются классификации методов работы с историческими источниками на следующих основаниях:

1. По источнику информации с учетом формы обучения;

2. По характеру поисковой деятельности;

3. По логической структуре содержания учебного материала;

4. По логическим операциям

После выбора той или иной подгруппы методов (словесных, наглядных или практических) необходимо запрограммировать уровень усвоения и определить подгруппы поисковых методов, а затем и отдельные методы.

Следующий этап выбора методов зависит от логической структуры содержания учебного материала. На четвертом этапе необходимо определить логические операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.) и добиваться намеченных целей. Наиболее ценные в практическом отношении предложения по работе с источниками даны в пособии Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой “Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства”. Однако, в качестве рекомендаций авторы представляют “памятку” Стивена Л. Шехтера и план-вопросник учителей Западной Европы. В них удачны алгоритм анализа источника и формулировки вопросов.

Вопросы, следовательно, составлены таким образом, чтобы ученик не просто прочел документ и нашел в нем подтверждение чьих-то мыслей, а сам сумел добыть как можно больше информации и на ее основе доказать свою точку зрения. Правильно указывается и на то, что необходимо перед началом работы с источником поставить определенные задачи, сформулировать задачи так, чтобы ребята прочитали источник “вдоль и поперек” несколько раз и, наконец, чтобы они сами поставили вопросы к источнику. Так же, можно выделить труды по работе с историческими источниками в пособии А.Т. Степанищева «Методика преподавания и изучения истории». Где автор, предлагает ряд различных методов работы с историческими источниками. Познакомимся с некоторыми методами более подробно.

Метод последовательно-текстуального изучения источников.

Данный метод является наиболее распространенным в общеобразовательных учебных заведениях и негуманитарных вузах. Суть этого метода заключается в следующем. Последовательно-текстуальный метод выражен в четырех основных действиях, следование которым составляет полный алгоритм работы учащихся в усвоении знаний источника.

Вычленение и отработка основных идей источника.

Данное действие предполагает:

• выделение основных идей и положений;

• формулирование продуктивно-познавательных вопросов для уяснения их сущности;

• составление и запись ответов.

Анализ авторских вопросов.

Данное действие предполагает:

• работу над вопросами, поставленными авторами в тексте;

• выработку на них ответов;

• сверку ответов автора со своими ответами.

Практически нет источников, в которых авторы не ставили бы вопросы, приглашая тем самым читателя следовать вместе с ними к исторической истине. Из характера истории как науки о людях вытекает ее особое отношение к способу выражения. История — наука или искусство?»

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Экспериментальное исследование физической подготовленности школьников с нарушением интеллекта
Одним из важнейших условий, способствующих лучшей реализации системы физического воспитания и оздоровления учащихся, является систематическое наблюдение (педагогическая диагностика и мониторинг) за состоянием и сдвигами (динамикой) показателей двигательной подготовленности учащихся, достигаемой ими ...

Понятие нравственного воспитания
Одной из важных проблем современной школы в осуществлении нравственного воспитания является ответ на вопрос: что такое «нравственность»? «Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение», – оп ...

Исследование пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией
Исследование пространственных представлений было организовано в детском саду № 471 Калининского района г. Новосибирска с детьми 3-4 лет (вторая младшая группа). Детский сад работает по программе "Обучение и воспитание в детском саду". Автор: М.А. Васильева. Исследование было организовано ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru