Методики работы с историческими источниками в процессе обучения истории

Педагогика » Формирование умений работы с историческими источниками на уроках истории учащихся основной школы » Методики работы с историческими источниками в процессе обучения истории

Страница 3

3. Разбор основных фактов и событий, включенных авторами в текст;

4. Выяснение качественных характеристик личностей.

На этом завершается предварительная подготовка учащегося к изучению источника.

Усвоение содержания источника (второй этап).

Первый этап работы с источником носит пропедевтический характер. Второй этап содержит решение главных задач изучения источника:

Выделение узловых вопросов источника. Задача трудна и требует дифференциации в ее решении.

Для учащихся с неустойчивыми навыками изучения истории целесообразнее избрать такой способ. Учитель заранее ориентирует их на вопросы источника, требующие особого внимания и концентрации мысли. Ученики, работая в дальнейшем самостоятельно, следуя этим ориентирам, постепенно наращивают объем нужной информацию по заданному алгоритму.

Для более подготовленных учащихся может быть рекомендован такой способ. В ходе первого прочтения источника они самостоятельно выделяют узловые вопросы. Затем на эти вопросы как бы нанизывается детализирующая информация. В результате основные идеи и положения обретают обобщенную форму.

Вычленение аспекта изучаемой темы, курса.

История — широкая наука. В нее входит все: политика, экономика, жизнь и быт, дипломатия, духовность, военное дело, искусство и т. д. Но история, рассматривая вопросы экономики, не вникает в детали, к примеру, социалистических или рыночных отношений. Ее больше интересует, что и как те или иные экономические отношения дали человеку, обществу, к чему приводит несоответствие экономических отношений интересам граждан и т. п.

Оценивая картины художника, историк в первую очередь видит исторический смысл полотна: людей, их взаимоотношения, способности, возможности и т. п.; природу, ее силу, взаимодействие с человеком; события как отражение действительности. Историю почти не интересует стиль стихосложения поэта, но она не остается безучастной к смыслу строки, духу, пронизывающему стих, его влиянию на человека и т. п. Многоаспектный источник, а таковых большинство, можно было бы по согласованию заинтересованных учителей разных предметов отрабатывать комплексно: здесь каждая учебная дисциплина получила бы соответствующий дисциплине материал. Однако пока такой способ изучения источников практикуется редко. При изучении хрестоматийных источников необходимо придерживаться ограничения не только в смысле отсечения неисторической информации, но и в области самой истории, то есть выделять исторический аспект вплоть до конкретной темы.

3. Уяснение идей и положений, получивших развитие в последующие периоды истории.

Если бы человечество не использовало исторический опыт, каждому его поколению пришлось изобретать уже не раз изобретенное. Во избежание этого учащиеся могут быть научены, как прослеживать судьбу идей, положений, фактов, чтобы видеть, что одно, другое, третье носило случайный или неслучайный характер, а если неслучайный, то, как оно трансформировалось, во что превратилось, чем закончилось, или продолжилось, актуально ли теперь.

4. Оформление конспекта (рабочие записи содержания источника).

Выполнение обобщающих и практических заданий (третий этап).

Данный этап включает три основных составляющих:

1. Определение взаимосвязей идей и положений источника между собой

2. Уяснение значения идей источника для изучаемого исторического периода и современности

3. Выполнение практических заданий на основе анализа событий и процессов действительности

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Общие методы исследования
Проведение исследования состоит в использовании выбранных методов как способов разрешения поставленных задач. Как отмечается в научной литературе, необходимо чётко различать методы науки и методы практической деятельности, основанной на положениях этой науки. Метод – в широком смысле – это способ п ...

Характеристика образовательных программ ДОУ
Воспитательно-образовательная программа - это документ, определяющий содержание образовательного процесса в детском саду. В нем учитывается все: цели и задачи работы педагогов с детьми, основные направления и формы работы, организация среды, в которой находится малыш, сумма знаний, умений и навыков ...

Система подготовки детей к обучению в школе по программе «Хочу всё знать»
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ №24 г. Вольска (воспитатели: В.Ф. Николаева и М.Н. Макарова) с 1 октября 2006 года в подготовительной к школе группе. В группе 19 человек (14 девочек и 5 мальчиков). Опишем систему подготовки детей к школьному обучению в детском саду на базе Д ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru