При встрече с вопросом учащийся приостанавливает чтение, думает над ним, вырабатывает свой ответ из имеющихся у него и вытекающих из прочитанного знаний и только после этого продолжает чтение текста, но теперь уже сверяя свое понимание вопроса с мыслями автора отрабатываемого источника. Такое чтение незаметно вводит читателя в лабораторию умственного труда автора, что способствует выработке полезных навыков и умений работать с книгой.
Соотнесение исторического опыта с действительностью.
Применение теории к практике является конечной целью изучения исторических источников. Без помощи учителя учащимся этой проблемы не решить. Их требуется сориентировать на соотнесение того, что было в истории, с тем, что есть.
Схематично реализация четвертого действия выглядит так:
1. Подбор конкретного примера для анализа из источника
2. Отбор аналогов из отечественной и зарубежной истории
3. Нахождение, в чем и как эти аналоги получили развитие в современных условиях.
4. Размышление над возможной реализацией исторического опыта в текущей жизни
Есть другой путь учебного использования исторического опыта: изучение современной истории путем ее соотнесения с опытом прошлого. Данный вид работы становится наиболее эффективным, если учащиеся придерживаются определенного порядка работы (алгоритма):
1. Подбор конкретного примера из окружающей действительности |
|
2. Отбор аналогов из исторического прошлого России и других стран |
| ||
4. Выделение общего и особенного в анализируемом факте (примере) и аналогах из прошлого |
|
3. Соотнесение подобранного примера с аналогом из прошлого |
В обеих схемах перестановка блоков может дать другие варианты отработки практической направленности идей и положений изучаемого источника.
Следующим метод предложенный А.Т. Степанищевым - метод поэтапного изучения источников.
Поэтапное изучение источников — это метод изучения исторической литературы, основанный на ориентировании учащихся в самостоятельном изучении необходимой информации посредством трехэтапного алгоритма действий: подготовительной работы; усвоения содержания источника; выполнения обобщающих и практических заданий.
Подготовительная работа (первый этап).
Этап предназначен для предотвращения «бросания вводу» (в огромный поток информации) учащегося, не умеющего плавать (элементарно разбираться в этой информации).
Этап включает четыре вида работы:
Уяснение терминологии источника, несущей смысловую нагрузку;
Выяснение причин, времени и условий создания изучаемого источника;
Учителя чаще всего выясняют это лишь по дате написания произведения. Год выхода в свет источника - это, конечно, важно. Но гораздо важнее, почему этот источник появился именно в том году, а главное - чем обусловлено его написание.
Информация по теме:
Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве
В «Великой дидактике» Я.А. Коменский впервые в истории образования предложил и стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости, по Я.А. Коменскому, до 24 лет. Первой ступенью воспитания и образования детей от рожден ...
Стратегия и содержание обучения диалогической форме общения
Для организации более эффективного общения учитываются определенные качественные и количественные характеристики учебной группы: ее оптимальный объем (10-12 человек); личностные характеристики (гетерогенность группы); пространственное расположение участников общения (сидя полукругом, лицом друг к д ...
Проблема формирования речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста и ее
взаимосвязь с развитием мелкой моторики в психолого — педагогической литературе
Речь – это средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться переживаниями, сопереживать, искать п ...