Для осуществления диагностики формирования речи, мы взяли критерии оценки, разработанные Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещерековой:
·Инициативность (активное привлечение ребенком взрослого к своим действиям)
·Чувствительность к воздействиям взрослого (реакция ребенка на инициативу взрослого)
·Активная речь (использование вербальных средств)
·Понимание речи (понимание ребенком слов взрослого)
·Способность к выполнению речевых инструкций взрослого (выполнение просьб и указаний взрослого)
Методика обследования была представлена в форме диагностических ситуаций для определения уровня формирования речевых умений детей. В каждом из пяти диагностических тестов были выделены три уровня развития:
1 — Высокий
2 — Средний
3 — Низкий.
Высокий уровень формирования речевых умений проявляется в высоких значениях всех параметров. Ребенок с хорошо сформированной речью активно использует вербальные средства в общении со взрослым (спрашивает, комментирует, предлагает), хорошо понимает обращенную к нему речь и выполняет простые инструкции взрослого.
Средний уровень формирования речевых умений заключается в неравномерном развитии активной (экспрессивной) и пассивной (импрессивной) речи. Такой ребенок может прекрасно понимать обращенную к нему речь взрослого, но редко способен использовать слова в общении или пользоваться «автономными», детскими словами. При среднем уровне сформированности речи ребенок выполняет простые инструкции взрослого, но делает это не всегда, в зависимости от расположения и привлекательности предметов.
При Низком уровне формирования речевых умений ребенка все его показатели оцениваются не более чем 1 баллом. Такой ребенок практически не разговаривает сам, не отвечает на просьбы и предложения взрослого и выполняет только самые элементарные инструкции.
Отнесение ответов каждого ребенка к определенному уровню, производилось на основании сочетаний оценок (по трехбалльной шкале), полученных во время проведения диагностических ситуаций.
При выявлении исходного уровня формирования речевых умений нас интересовала гармоничность развития основных ее параметров: формирование активной речи, понимание речи и способности к выполнению речевых инструкций в процессе общения.
Методика диагностирования исходного уровня включала следующие диагностические ситуации: «Пассивный взрослый», «Совместная игра со взрослым» и «Совместное разглядывание картинок».
Охарактеризуем диагностические ситуации более подробно:
Ситуация I. «Пассивный взрослый»
Цели: выявление предпочитаемого ребенком вида деятельности (общение со взрослым или индивидуальная предметная деятельность) и формы общения (ситуативно — деловое, внеситуативно — познавательное или ситуативно — личностное) определение уровня инициативности ребенка в общении.
Процедура проведения диагностической пробы.
Взрослый садится на стульчик неподалеку от ребенка и в течение 1 минуты наблюдает за поведением ребенка, не проявляя никакой инициативы. Если ребенок самостоятельно начинает игру или вступает в контакт со взрослым, он поддерживает детскую инициативу. Если же в течение 1 минуты ребенок остается выжидающе пассивным, взрослый переходит к следующей пробе.
Информация по теме:
Работа с образцом экзаменационного задания
В образце экзаменационного задания (ОЭЗ) представлены точные формулировки вопросов по учебным ситуациям. В период подготовки при работе над учебными ситуациями из Банка Вы будете использовать типичные вопросы: Что здесь происходит? Как я мог бы решить проблему(ы)? Каждую учебную ситуацию можно буде ...
Социально-педагогические предпосылки необходимости воспитания трудолюбия у
детей дошкольного возраста
Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп. Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда. При этом у детей формируются п ...
Компьютерные игры – глубокий индивидуальный подход к ребенку и метод коррекции
личности отстающих в развитии детей
Исследования ученых показывают, что компьютер становится доступен пониманию ребенка примерно с 5 лет «анализ процесса компьютеризации средней школы позволяет заметить: возрастная планка изучения или применения вычислительной техники, ранее находившаяся в старших классах, затем переместилась в средн ...