Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Формирование устной монологической речи в раннем детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Формирование речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «сороки — белобоки») приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают
мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположены множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце.
В Китае распространены упражнение ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно — сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки — она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функции руки и речи шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.
Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка формировалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным.
Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знания — психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и др. Ими получено большое количество разных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи. Работы эти содержат много ценного и для практики.
Выше сказанное и позволило нам сформулировать тему нашей работы: «Формирование речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки».
В настоящее время эта проблема приобрела особую актуальность, ибо процесс воспитания и обучения требует постоянного совершенствования методов работы по формированию речи детей раннего возраста, которые в свою очередь способствуют общему развитию ребенка.
Цель исследования: раскрыть особенности формирования речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста посредством развития мелкой моторики.
В соответствии с целью выдвинуты следующие задачи исследования:
·Изучить и проанализировать проблему формирования речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста и ее взаимосвязь с развитием мелкой моторики в психолого — педагогической литературе.
·Выявить и раскрыть психолого — педагогические особенности
детей 2 — 3 летнего возраста.
·Раскрыть взаимосвязь формирования речи детей раннего возраста с развитием мелкой моторики.
·Провести работу по изучению уровня сформированности речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста.
·Разработать комплекс занятий и рекомендаций, способствующих развитию движений рук и ручной умелости.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты позволили разработать и использовать на практике комплекс занятий по развитию мелкой моторики. Данный комплекс может быть использован широким кругом лиц: воспитателями и методистами дошкольных образовательных учреждений, родителями детей, студентами педагогических высших учебных заведений и педагогических колледжей.
Объектом исследования является процесс формирования речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста.
Предмет исследования: способы формирования речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
·Изучение и анализ научно — методической литературы.
·Наблюдение.
·Эксперимент.
·Обобщение.
База исследования: МАДОУ ЦРР ДС № 329 «Зеленый лужок» Курчатовского района г. Челябинска, первая младшая группа «Лучики» в количестве 15 человек.
Информация по теме:
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
с ФФН
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Прои ...
Контроль и самоконтроль на занятиях
Необходимым условием для проведения круговой тренировки и правильного распределения нагрузки является контроль за частотой сердечных сокращений. Поэтому особое значение я предаю контролю ЧСС (проверка пульса) в следующих случаях: --перед тренировкой; --непосредственно после окончания наиболее интен ...
Колледжи Оксфорда
Университет Оксфорд делится на факультеты и 38 колледжей, а также так называемые «общежития» (halls of residence). При поступлении особое внимание следует уделить не только выбору направления образования, но и подбору колледжа. Посещая лекции и семинары на факультете, студент приводить бóльш ...