Моей системой, в которой возникла проблемная ситуация, является план создания студенческого портфолио.
Обсуждение тематики создания и использования портфолио в вузе опирается на такие взаимоопределяющие тенденции в развитии российского образования, как:
- Оформление постиндустриального общества рыночного типа, в котором образование становится ключевым условием формирования «общества знаний», основанного на главенстве «производства» интеллектуального продукта.
- Включение российской системы высшего образования в Болонский процесс.
- Разработка технологий организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса. Поиск новых форм и методов комплексной оценки учебных и иных достижений студентов и преподавателей в логике компетентностного подхода.
- Поиск способов развития качеств личности, необходимых для творческой самоорганизации и самопрезентации своих компетентностей на рынке труда и в осуществлении карьерного роста.
Поэтому, стратегические задачи по развитию образовательной системы вузов связаны с решением таких проблем как:
- Неэффективность существующих административных систем контроля и оценки качества образования, показателей достоверности и максимальной эффективности образовательного процесса.
- Трудности вхождения выпускников вузов на рынок труда.
- При этом не отрицаются полностью административные системы контроля за учебной активностью студентов и деловой активностью преподавателей, а предполагается использование новых методов оценки достижений, рейтингования и контроля за деятельностью.
Метод портфолио является одним из средств для решения заявленных проблем.
Портфолио – эффективный способ рационального и прозрачного продвижения настоящих и будущих профессионалов на рынке труда, способ оценивания имеющихся у них ключевых и иных компетенций, а также перспектив делового, профессионального и творческого взаимодействия работодателя с ними.
Так как существует множество определений портфолио, необходимо ввести базовое различение понятия «портфолио», которое будет использовано далее в двух позициях:
1. Портфолио – современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности.
2. Портфолио – «продукт». Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».
Аутентичное оценивание – это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированной деятельности и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни – повседневной или профессиональной.
Такой компетентностный подход применим к оцениванию качества образования, с одной стороны как качества образовательных результатов, с другой как качества условий, в которых они достигаются.
В широком смысле метод портфолио (performance portfolio or portfolic assessment) применим для любой практико-результативной деятельности.
Портфолио - есть систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления ее результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда.
Информация по теме:
Тенденции гуманизации и демократизации образования
В Европу идеи гуманизма проникли позже (XV — XVI вв.), они нашли свою почву в русском обществе и со временем трансформировались в русскую гуманистическую традицию. По утверждению философа В.А. Малинина, к русской гуманистической традиции следует подходить, как к историко-культурному явлению, в кото ...
Программные требования к сюжетным задачам во 2 классе
Объем изучаемого во 2-м классе по «Программе по математике в 1-4 классах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач: - нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 100, число 0; - понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результат (су ...
Приемы решения физических
задач
Условно структуру деятельности по решению задачи можно представить следующим образом: Решение любой задачи, и не только физической, начинается с анализа условия. Учащийся должен осознать условие, увидеть физическое явление, о котором идет речь в задаче. На этапе поиска решения ученик вспоминает физ ...