Условно структуру деятельности по решению задачи можно представить следующим образом:
Решение любой задачи, и не только физической, начинается с анализа условия. Учащийся должен осознать условие, увидеть физическое явление, о котором идет речь в задаче.
На этапе поиска решения ученик вспоминает физические законы, определения, описывающие рассматриваемое в задаче физическое явление, строит его математическую модель.
На этапе решения производятся преобразования записанных формул, осуществляется намеченный план решения.
Проверка результата - это определение достоверности числового значения искомой величины или её размерности при отсутствии числовых данных.
Исследование решения - позволяет глубже проанализировать физическое явление. Никакую задачу нельзя исчерпать до конца, поскольку всегда остаётся что-то, над чем можно поразмышлять, найти другое решение задачи.
Известно два приема, применяемые при поиске решения задачи - это аналитический и синтетический приемы.
При использовании аналитического приема, начинают работу с анализа вопроса задачи и записи формулы, куда входит искомая величина. "Затем для величин, содержащихся в этой формуле, записывают уравнения, устанавливающие их связь с величинами, заданными в условии".
физическая задача решение классификация
Если используется синтетический прием, то решение начинается с установки связей величин, данных в условии, с другими, до тех пор, пока в уравнение в качестве неизвестной не войдет искомая величина.
Далее рассмотрим решение задач аналитическим и синтетическим приемом.
Задача: Тело движется равномерно вверх по наклонной плоскости. Найдите КПД наклонной плоскости, если её длина 1м, высота 0,6м и коэффициент трения равен 0,1. (рис.1)
Аналитический прием решения задачи:
Записывают формулу КПД: =*100%, где - полезная работа по подъему груза, - вся совершенная работа.
, где m - масса тела, g - ускорение свободного падения, h - высота наклонной плоскости.
, где FT - сила тяги, l-длина наклонной плоскости.
Для нахождения силы тяги запишем уравнение движения:
m + +=0; =mgSin+
Проецируем уравнение на ось Ох
mgSin+=0; mgSin+
Уравнение в проекции на ось Оу
mgCos+N=0; N= mgCos, = mgSin+ mgCos=mg (Sin+Cos)
==
Выразим Sin и Cos через длину и высоту наклонной плоскости:
Sin=h/l; Cos=
Подставляя значения величин, получим: =88%. Синтетический прием решения задачи: решение начинается с записи уравнения движения, из которого находится сила тяги:
m + +=0
Записав уравнение в проекциях на координатные оси, получим:
= =mg (Sin+Cos)
Записываем уравнение для совершенной работы:
= mg (Sin+Cos) l
Информация по теме:
Материально-техническое оснащение
Учебно-материальная база – это совокупность материальных средств и условий, на основе которых формируется (проектируется) социально-педагогическая среда, отвечающая целям, задачам обучения, воспитания и развития учащихся. В состав учебно-материальной базы входят: учебное здание, учебные кабинеты и ...
Общая характеристика пространственного
мышления
Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Это сложный процесс, куда включаются не только логические (словесно-понятийные) операции, но и множество перцептивных д ...
Санитарно-гигиенические требования
При создании учебной лаборатории, независимо от того для каких профессий учащихся они создаются, необходимо учитывать общие производственно-технические, санитарно-гигиенические и эстетические требования: учебная лаборатория создается по каждой профессии на 12–15 человек и располагается в просторных ...