Условно структуру деятельности по решению задачи можно представить следующим образом:
Решение любой задачи, и не только физической, начинается с анализа условия. Учащийся должен осознать условие, увидеть физическое явление, о котором идет речь в задаче.
На этапе поиска решения ученик вспоминает физические законы, определения, описывающие рассматриваемое в задаче физическое явление, строит его математическую модель.
На этапе решения производятся преобразования записанных формул, осуществляется намеченный план решения.
Проверка результата - это определение достоверности числового значения искомой величины или её размерности при отсутствии числовых данных.
Исследование решения - позволяет глубже проанализировать физическое явление. Никакую задачу нельзя исчерпать до конца, поскольку всегда остаётся что-то, над чем можно поразмышлять, найти другое решение задачи.
Известно два приема, применяемые при поиске решения задачи - это аналитический и синтетический приемы.
При использовании аналитического приема, начинают работу с анализа вопроса задачи и записи формулы, куда входит искомая величина. "Затем для величин, содержащихся в этой формуле, записывают уравнения, устанавливающие их связь с величинами, заданными в условии".
физическая задача решение классификация
Если используется синтетический прием, то решение начинается с установки связей величин, данных в условии, с другими, до тех пор, пока в уравнение в качестве неизвестной не войдет искомая величина.
Далее рассмотрим решение задач аналитическим и синтетическим приемом.
Задача: Тело движется равномерно вверх по наклонной плоскости. Найдите КПД наклонной плоскости, если её длина 1м, высота 0,6м и коэффициент трения равен 0,1. (рис.1)
Аналитический прием решения задачи:
Записывают формулу КПД: =
*100%, где
- полезная работа по подъему груза,
- вся совершенная работа.
, где m - масса тела, g - ускорение свободного падения, h - высота наклонной плоскости.
, где FT - сила тяги, l-длина наклонной плоскости.
Для нахождения силы тяги запишем уравнение движения:
m +
+=0;
=mgSin+
Проецируем уравнение на ось Ох
mgSin+=0;
mgSin+
Уравнение в проекции на ось Оу
mgCos+N=0; N= mgCos, = mgSin+
mgCos=mg (Sin+
Cos)
=
=
Выразим Sin и Cos через длину и высоту наклонной плоскости:
Sin=h/l; Cos=
Подставляя значения величин, получим: =88%. Синтетический прием решения задачи: решение начинается с записи уравнения движения, из которого находится сила тяги:
m +
+=0
Записав уравнение в проекциях на координатные оси, получим:
= =mg (Sin+
Cos)
Записываем уравнение для совершенной работы:
= mg (Sin+
Cos) l
Информация по теме:
Психические способности
Об особенностях психического развития судят на основании трех групп психических явлений: психические процессы (ощущения, восприятия, представления, память, мышление-познавательные; эмоции - эмоциональные; воля - волевые); психические свойства личности (темперамент, характер, способности, потребност ...
Хронология. Формирование представлений о летоисчислении
Развитие человеческого общества совершается во времени. Временная определенность является особенностью исторического факта (события, явления). Только определив время, можно установить связи изучаемого события с предшествующими и последующими, определить причины и следствия происходивших событий. Из ...
Анализ лирического и драматического текста
Чтение и изучение лирических произведений предоставляет очень большие возможности для личностного развития ребенка, поскольку в процессе восприятия участвуют воображение, эмоциональная сфера, мышление, память. Кроме того, лирика как изображение чувств может оказывать сильное воспитательное воздейст ...