Чтение и изучение лирических произведений предоставляет очень большие возможности для личностного развития ребенка, поскольку в процессе восприятия участвуют воображение, эмоциональная сфера, мышление, память. Кроме того, лирика как изображение чувств может оказывать сильное воспитательное воздействие на личность, поэтому так важна правильная организация процесса полноценного восприятия и глубокого анализа лирических текстов.
Но специфика этого литературного рода такова, что именно при изучении лирики на уроке должны царить атмосфера свободы, импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текстов. Восприятие лирического текста субъективно и зависит от множества факторов, прежде всего от открытости и искренности всех участников диалога (прежде всего от учителя), даже от их настроения, вот почему так важна создаваемая учителем на этих уроках особая "этико-эстетическая атмосфера".
При изучении лирического текста учитель является таким же читателем, как и ученик, но только с большим жизненным опытом. И хотя прежде чем идти на урок, учитель, конечно, анализирует произведение, он заранее не знает то, к чему может "привести" учеников, ведь коллективное восприятие всегда объемнее и богаче.
Основными методическими приемами работы над лирикой являются:
- первоначальное ознакомительное чтение, повторное чтение текста с целью уточнения деталей картины и характера переживания;
- медленное, филологическое чтение с выявлением и осмыслением изобразительно-выразительных средств;
- устное словесное рисование представившихся картин (или рисунок) как способ проявления зрительного образа, формирующегося в сознании читателя;
- структурно-образная схема (система образов произведения);
- работа над выразительным чтением (как путь и результат анализа).
Анализ стихотворения "Парус"
Чтобы убедиться в том, что наши подходы к анализу художественного текста, и в частности структурно-образная схема, работают, давайте прежде всего вспомним, как раньше в школе трактовали смысл стихотворения "Парус". Его относили к свободолюбивой лирике поэта, находили в нем мотивы одиночества, но истинный смысл этого стихотворения, его философское содержание, глубокие размышления автора о смысле жизни и счастье человека оставались нераскрытыми. А ведь стихотворение именно об этом. Попытаемся доказать наше мнение с помощью структурной схемы. Рядом с образами выпишем рисующие образ слова, стрелками обозначим отношения между ними.
Схема 4
Как только мы, четко следуя авторским "знакам", представим все образы, нарисованные в стихотворении, то увидим, что главный вопрос, над которым размышляет лирический герой, – это вопрос о счастье человека, о том, почему человек "спокойному плаванью" в житейском "море" предпочитает "бури".
В тексте есть и образ спокойного моря, рисуя которое, Лермонтов использует свои любимые краски: лазурь и золото; и образ бурного моря, который создается не только словами, но и звуками: "играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит"; и образ главного "героя" – явно символический образ плывущего по волнам житейского моря человека, который мог бы спокойно плыть, а он – " .ищет бури, как будто в бурях есть покой", то есть счастье. Так что же, этим недоуменным вопросом и ограничивается смысл стихотворения? Нет, конечно, ведь ищет-то бури "мятежный парус". А что мятежно в человеке? Дух, душа. Вот теперь дети, наверное, приблизились к главной мысли, ради которой автор написал это стихотворение, заглянули в глубину этого бездонного текста. А может, и не до конца еще поняли, может, что-то им не открылось сегодня. И прекрасно! Значит, и дальше нужно думать над этим текстом.
Больше всего привлекает в структурных схемах то, что, во-первых, они просты и технологичны, поэтому легко воспринимаются учениками, и помогают им, даже очень маленьким, в постижении смысла, идеи произведения. А во-вторых, схемы делают анализ текста более объективным, ведь учащиеся ничего не придумывают, берут только то, что есть в произведении, вдумываются в образы, в слова, которыми автор их нарисовал, стараются понять, почему автор употребил именно это слово.
Анализ текста и его читательская интерпретация, освоение смысла текста – работа серьезная, вдумчивая, не только напрягающая мысль, но и вызывающая чувство, пробуждающая воображение и фантазию читателя.
Информация по теме:
Сущность метода круговой тарировки
На протяжении всей своей работы в школе комплексно использую различные методы и приемы, но предпочтение отдаю методу круговой тренировки, так как считаю, что этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств учащихся. Круговая тренировка (КТ) являе ...
Анализ результатов диагностики с помощью методики «Несуществующее животное»
«Несуществующее животное» - одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Проводилась она с целью выявления или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка, уточнения результатов наблюдения. Поскольку методика проективная, то: Первая ...
Содержание элективного курса «Основы теории вероятностей и математической
статистики»
Как уже ранее говорилось, в научно методической литературе выделяют три типа элективных курсов: предметные, межпредметные и не входящие в базисный учебный план. Наша задача составить содержание элективного курса, не входящего в базисный учебный план. Для того, чтобы определить содержание элективног ...