Практическая работа проведена на базе ДОУ ЦЦР № 138 Краснодарского края, при участии родителей детей подготовительной группы № 3 в количестве 13 человек.
Практическая работа направлена на определение того, как семья влияет на воспитание в своих детях экологической культуры и в чем проявляется их работа над этой проблемой.
Родителям была предложена анкета, состоящая из пяти вопросов:
Выезжаете ли вы по праздникам, выходным дням на природу, и как часто?
Смотрит ли ваш ребенок телепередачи о природе? Какие?
Есть ли у вас домашние животные? Если есть, то какую роль в уходе за ним выполняет ваш ребенок?
Рассказываете ли вы вашему ребенку о природных явлениях, объектах, если он интересуется этим?
Воспитываете ли вы в вашем ребенке любовь и бережное отношение к природе? Чему вы учите ребёнка? (например: не бросать мусор на землю, в траву и др.)
В результате анкетирования было выявлено, что из 13-ти семей:
1) 8 часто выезжают на природу с ребёнком, что способствует познанию окружающего мира и получению хорошего сенсорного опыта в результате непосредственного контакта с природой;
4 очень редко выезжают на природу с ребенком, тем самым, ограничивая его в общении с природой;
1-на не имеет возможности выезжать на природу, ребёнок ограничивается лишь прогулками во дворе и очень редкими поездками на дачу.
2) Во всех семьях дети регулярно просматривают телепередачи о природе, а некоторые приобретают DVD диски с экологическим содержанием. Это очень хорошо, так как дети получают интересные, подробные и достоверные факты о живой и неживой природе, расширяя свой кругозор и устанавливая связи между человеком и природой.
3) В 10-ти семьях имеются домашние питомцы, в уходе за которыми ребенок принимает самую непосредственную роль. Очень хорошо, что родители понимают, как важен контакт ребёнка с животным. Животные оказывают положительное влияние на психику ребёнка, обеспечивает положительный настрой в процессе общения с животным и после него. Желание заботиться о животном помогает проявить активность в трудовой деятельности, привить бережное отношение и чувство ответственности за любимого питомца;
В 2-х животных не имеется;
А в одной семье выявилось негативное проявление по отношению к животным, что показывает экологическую необразованность, прежде всего родителей. Именно родители должны с ранних лет воспитывать в ребёнке экологическую культуру. Должны подводить к пониманию ребёнком того, что животные и растения – это живые существа, которые, так же как и человек нуждаются в пище, благоприятных условиях, воде, воздухе и конечно заботе и уходе.
4) Во всех семьях уделяют большое внимание художественной литературе о природе и рассказах родителями о ней детям, тем самым расширяя знания детей о природных объектах и явлениях, которые заложат основу экологической культуры дошкольника.
5) В 12-ти семьях родители и родные стараются воспитывать в ребёнке элементарные навыки поведения в природе, тем самым, прививая ребёнку бережное отношение к ней. В таких семьях дети поймут, что если небрежно общаться с природой, то она больше не сможет давать нам в полной мере то, что так ценно для человека – еда, вода, чистый воздух, природные ресурсы и другие не менее важные компоненты природы.
В результате проведённого анкетирования среди родителей, тщательно проанализировав данные, можно сделать умозаключение: основная масса родителей относится к воспитанию экологической культуры дошкольников, то есть своих детей, с большой ответственностью. Часто ездят на природу, смотрят и обсуждают телепередачи о живой и неживой природе, имеют домашних питомцев, беседуют с детьми о поведении в природе и рассказывают о природных объектах и явлениях, их значении для человека.
Вывод: в настоящее время проблеме экологического образования стали уделять больше внимания, чем ранее, наконец, осознав, что это очень необходимо в нашей действительности. Люди постепенно понимают значимость этой проблемы и стараются внедрить знания в общество, для воспитания и становления экологической культуры. Помочь понять, что необходима осознанность поведения каждого человека, чтобы предотвратить надвигающийся экологический кризис. Давая экологические знания в дошкольном возрасте, мы тем самым формируем начала экологической культуры и приобщаем детей любить природу, сопереживать и бережно относиться к ней с самого детства - именно это должны помнить родители, воспитывая экологическую культуру в своём ребёнке.
Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная.
Долг взрослых - родителей, педагогов – научить любить и беречь природу. Необходимо ввести ребенка в прекрасный мир природы, раскрыть его красоту, необычность.
Помогают сформировать экологическую культуру такие методы, как труд детей в природе, в живом уголке, элементарная поисковая деятельность. На мой взгляд, эти методы являются наиболее эффективными в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста, т.к. в процессе использования этих методов активизируется мыслительная деятельность, психические процессы (памяти, мысли, воображения и др.), восприятие, ребёнок приобщается к труду взрослых, узнаёт новое и интересное.
Информация по теме:
Психологические механизмы развития субъективного отношения к
природе
Выделим несколько особенностей, характеризующих этот процесс как систему. От перцептивно-эмоционального к практическому каналу возрастает роль сознательной регуляции человеком процесса формирования отношения к объектам природы. Если в перцептивно-эмоциональном канале воздействие релизеров связано в ...
Методы и формы обучения в биологии
Повышение эффективности процесса обучения во многом зависит от использования в учебном процессе методов обучения, развивающих познавательную активность учащихся, интенсифицирующих процесс обучения. В практике обучения биологии получили распространение следующие методы: лекция, рассказ, беседа, рабо ...
Особенности лирики как литературного рода
Анализ художественного произведения с учетом его родовой и жанровой специфики - одна из активно разрабатываемых проблем методической науки. Значительный вклад в ее решение внесли М.А. Рыбникова, З.Я. Рез, В.Г. Маранцман, М.Г. Качурин. Задача данного параграфа выявить особенности лирики как литерату ...