Хронология. Формирование представлений о летоисчислении

Педагогика » Формирование у учащихся представлений об историческом времени » Хронология. Формирование представлений о летоисчислении

Страница 1

Развитие человеческого общества совершается во времени. Временная определенность является особенностью исторического факта (события, явления). Только определив время, можно установить связи изучаемого события с предшествующими и последующими, определить причины и следствия происходивших событий. Изучение истории требует умения представлять факты во времени. Даже яркие представления о прошлом, не связанные с представлением об определенном времени, лишены познавательной ценности и не являются знанием истории. Поэтому параллельно с формированием представлений о фактах у учащихся вырабатываются временные исторические представления, на основе которых усваивается хронология.

Курс истории содержит разные по значимости исторические даты. Определение даты исторического события или явления дается с большей или меньшей точностью, в зависимости от характера и значения: иногда указывается только век (IX в. – образование государства восточных славян Киевской Руси) или часть века (середина XVII в. – освоение Амурского края); основные даты требуют указания более точного времени (1240 г. – Невская битва), а в отдельных случаях сообщается не только год, но и день совершения события (5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище). Самые основные даты представлены в хронологической таблице на форзацах учебника, но ими, естественно, не исчерпывается знание хронологии учащимися специальной (коррекционной) школы. В текстах учебной книги даты исторических событий представлены гораздо полнее.

Представления об историческом времени – это представления о соотношении определенного исторического факта с определенным временем, представления о длительности и последовательности исторических событий и явлений, об отдаленности их друг от друга и от современности. Создание представлений об историческом времени помогает представить поступательный характер развития общества, смену порядков (общественно-экономических формаций) и эпох.

Изучение хронологии призвано выработать у учащихся потребность и привычку локализовать во времени исторические факты, устанавливать между ними временные отношения, а если для этого недостает данных, то искать их. Оно формирует у школьников понимание исторического времени, вырабатывает способность мыслить историческими периодами, опираться в мышлении на свои хронологические знания. Все это определяет содержание и методику изучения хронологических знаний в школьных курсах истории.

Обязательная локализация исторических фактов во времени не означает сообщения учащимся и тем более заучивания ими хронологических дат всех фактов, включенных в школьный курс истории. В обучении возможны и необходимы различная конкретность и различные приемы локализации исторических фактов во времени. Они зависят от характера факта, его места в истории, а отсюда - и от задач установления его связей и отношений с другими фактами - кратковременными историческими событиями и долговременными процессами в истории общества.

В сознании учащихся по мере изучения ими истории формируется «хронологическая сетка», включающая даты событий и округленные даты процессов. В методической литературе ее сравнивают с градусной сеткой на картах. Частота «сетки» в школьных курсах истории различна и зависит от того, насколько освещение в них тех или иных исторических периодов насыщено фактами, между которыми устанавливаются временные отношения. Если в древней истории датируемые факты отделяются друг от друга тысячелетиями и столетиями, то по мере приближения к современности и при все более развернутом освещении исторического процесса возрастает и частота «хронологической сетки». Различна она также для периодов эволюционного развития общества и для периодов революций.

Недопустимо, однако, чисто формальное заучивание школьниками хронологических дат и установление отношений последовательности фактов только на основе механического сопоставления дат. Последовательность фактов познается также и на основе смысловых связей между ними, что, в свою очередь, служит в обучении опорой. Для сознательного и прочного запоминания хронологии. Учащиеся при усвоении хронологических дат должны подумать, какой факт мог быть раньше, какой позже и почему.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Цель - идеальное предвидение результатов действия
Цель - опережающее отражение событий в сознании человека. Для педагога цель - это цель преподавания. Для ученика цель - это цель учения. Педагогическая цель – это предвидение педагогом и обучающимся (воспитанником) результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответств ...

Персональный компьютер как средство обучения
Последние технические достижения часто находили применение в учебном процессе, и ПК в этом смысле не является исключением. Уже первые опыты применения ПК в учебном процессе показали, что использование вычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить уч ...

Содержание, методы, приемы формирования отношения к семье как биосоциальной структуре общества у младших дошкольников
Анализ образовательных программ по обучению и воспитанию дошкольников позволил определить задачи формирования отношения к семье как биосоциальной структуре общества у младших дошкольников, а также выявить уровни сформированности любви как общечеловеческой ценности. Для формирования отношения к семь ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru