Хронология. Формирование представлений о летоисчислении

Педагогика » Формирование у учащихся представлений об историческом времени » Хронология. Формирование представлений о летоисчислении

Страница 4

Затем ученики вычисляют, сколько лет прошло между двумя ближайшими историческими событиями (от начала нашествия монголо-татар на Русь (1237 г.) до захвата Киева (1240 г.). Так вырабатываются представления о длительности и последовательности событий. Для понимания материала важно на уроке задавать вопрос: «Что было раньше и на сколько раньше?». Предложенный вариант столь детальной работы целесообразно использовать в обучении учащихся с нарушением интеллекта.

Наряду с «лентой времени» представление о последовательности событий создается с помощью хронологической таблицы (находящейся на форзацах учебника). События в ней расположены в хронологической последовательности, наряду с годом указан и век. Дата каждого исторического события сопровождается наглядным изображением, что способствует запоминанию и прочному усвоению, учитывая наглядно-образный характер мышления учащихся специальной (коррекционной) школы.

Хронологические таблицы, календари событий могут составляться коллективно в классе или самостоятельно учениками в тетрадях, на карточках. Так, например, на протяжении изучения темы «Великая Отечественная война» постепенно составляется хронологическая таблица этой войны. Другой вариант ее составления – итоговая работа на повторительно-обобщающем уроке, когда в процессе беседы учащиеся вспоминают основные события войны и заносят в таблицу их даты и сами события.

Для формирования временных исторических представлений и усвоения хронологии учащимися специальной (коррекционной) школы учитель может использовать наборное полотно, предлагая заполнить его соответствующими карточками (на одних карточках записаны века, на других – даты, на третьих – события). Такую работу целесообразно проводить, закрепляя хронологический материал по определенной теме (например, по теме «Борьба Руси с монголо-татарскими завоевателями»). Обращение к учебным картинам, кинофильмам при изложении нового материала также помогает лучше представить эпоху, далекую или недавнюю. Рассмотренные варианты работы учителя на уроке, направленные на создание временных исторических представлений и усвоение хронологии постоянно варьируются, но обязательным должны оставаться: запись дат на доске (карточках) и в тетрадях, громкое называние даты, века и события, неоднократное возвращение к этому материалу. Формирование у учащихся представлений об историческом времени связано с выработкой понимания единиц измерения исторического времени (год, век, столетие, тысячелетие, период, эра, эпоха). Учащиеся также должны понимать временные отношения («давно», «недавно», «до», «после», «раньше», «позже», «сначала», «потом», «в настоящее время» и др.). Учащиеся школы так же, должны уметь ориентироваться в настоящем, знать прошедшее и иметь представления о перспективах ближайшего будущего, поэтому обучение истории занимает большое место в формировании у них временных представлений и понятий.

Страницы: 1 2 3 4 

Информация по теме:

Деление художественной литературы на роды и виды
Художественная литература в зависимости от целей и способов изображения жизни делится на три главных рода: эпос, лирику, драму, а внутри рода – на виды, так называемые жанры. Эпос – род художественной литературы, цель которого – воспроизведение событий внешних по отношению к автору, объективного хо ...

Творческая тетрадь для шестого класса по теме “Признак делимости на 11 натуральных чисел”
Настоящий параграф посвящен одному из средств обеспечения выполнения творческих работ по математике, которое мы назвали творческой тетрадью. Творческая тетрадь – это особым образом оформленная система заданий и мест для решения, выстроенная в соответствии с логикой разворачивания исследовательской ...

Внеурочное направление политологического подхода при изучении обществознания
Здесь следует вести речь об участии школьников в учебно-исследовательской деятельности, т.е. о научных работах учащихся – рефератах. Ежегодно по линии Избиркома в городе объявляется конкурс работ учащихся по вопросам избирательного права и избирательной системы. Старшеклассники школы принимают в не ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru