Стилистическими особенностями сказок В.И. Даля является следующее.
Писатель задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком, с говором, которому открывался такой вольный разгул и широкий простор в народной сказке».
Нельзя сказать, чтобы Даль справился полностью с задачей своей, хотя народных слов в его сказках хоть отбавляй, а пословицы ожерельями нанизаны одна к другой. Но сюжетов Даль не умел (и никогда не научится) придумывать, язык же от излишней тороватости (Даль щедро сыплет из мешков накопленные запасы), от неумеренного желания казаться народным нередко сложен и затейлив.
С годами Даль сделается мудрее и бережливее, перестанет выделывать сказки «на манер»: сперва признает, что если бы он «вздумал когда-нибудь издать собрание русских сказок, то, конечно, написал бы их гораздо проще и незатейливее» (однако здесь еще несоответствие: «вздумал издать» и «написал бы»), потом он от этого «написал бы» вовсе откажется.
В «Литературной газете» в 1844 году он ведёт раздел «Зверинец», где помещает статьи о животных, содержащие интересные наблюдения: «Медведь» (№3, №4), «Волк» (№9), «Лиса» (№16), «Верблюд» (№23), «О домашних животных» (№50).
Таким образом, стилевая манера Даля в произведениях для детей отличается обилием предметных деталей и самобытных речевых характеристик персонажей. Вместе с тем в облике главного героя очерка Даль прославляет лучшие черты русского национального характера: трудолюбие, терпение, выносливость, оптимизм, богобоязненность, жизненную стойкость и житейский юмор. Очерки писателя, ценные своей этнографической точностью и самобытными речевыми характеристиками персонажей, полны выразительных эпизодов, списанных с натуры. “Слог у Даля, — писал И.С. Тургенев, — чисто русский, немножко мешковатый (нам очень нравится эта небрежность и мешковатость), но меткий, живой и ладный”.
Перейдем к характеристике продукта педагогического проектирования.
Система внеклассных занятий по литературному чтению, направленных на формирование интереса к чтению учащихся 2 класса на примере изучения произведений В. И. Даля
Научившись читать самостоятельно и свободно (как правило, это происходит к годам 8), ребёнок оказывается перед собственным выбором: читать или не читать?
Посмотрим, что же предлагает ему сегодняшний мир и что может повлиять на его выбор.
Во-первых, это, конечно, предыдущий опыт, когда ребёнку читали родители.
Во-вторых, это тот ассортимент, который предлагает сегодня книжный рынок для детей младшего школьного возраста.
В-третьих, в наличии имеется масса полукниг, полужурналов с играми, наклейками, запоминающимися персонажами и сопровождающими всё это текстами.
Что это значит – учить детей читать? Казалось бы, каждому учителю хорошо известен ответ на этот вопрос. Действительно, все знают, что ребёнка надо научить «узнавать в лицо» буквы, слитно «озвучивать» их последовательность и «извлекать» из произнесённого смысл. Первые два компонента составляют так называемую технику чтения, а последний – понимание читаемого. Попробуем задуматься ещё над одним вопросом: знаем ли мы те методические приёмы, которые должны помочь сформировать у малышей соответствующие умения? Что касается приёмов, «работающих» на технику чтения, то, наверное, каждый учитель назовёт их довольно много – их арсенал в современной методике обучения грамоте достаточно богат. А какие приёмы помогают с первых же шагов учить начинающих читателей полноценному пониманию текста?
«Понимание текста очень трудоёмкая работа, требующая особых умений». Что дети не умеют работать с книгой, знает каждый учитель, однако меру этого неумения мало кто себе представляет.
Внеклассные занятия по литературному чтению параллельно с уроками чтения вводит детей в большой мир литературы: знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них и, объединяя отдельные стороны читательской деятельности в единый комплекс культуры чтения, формирует у каждого ребёнка индивидуальный опыт самостоятельного чтения. Внеклассное чтение – это особый раздел обучения детей чтению, цель которого – обеспечив детям знание книг из доступного круга чтения, вырабатывать у них привычку, а затем потребность самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически читать те детские книги, которые им нужны и интересны.
А, как известно, любое дело, в том числе и обучение детей чтению, принесёт больше плодов, если оно вызывает интерес. «Учиться надо весело, учиться будем весело, чтоб хорошо учиться». Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков внеклассного чтения привлекает и удерживает внимание детей, формирует интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.
Информация по теме:
Характеристика семьи как социальной структуры общества
Супружеству и семье посвящены тысячи книг и научных исследований. Ещё античные мыслители уделяли внимание этой проблеме, но к определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческо ...
Особенности элективных курсов по математике
Как правило, элективный курс представляет собой глубоко рассмотренную отдельно взятую тему, которая рассматривается в течение одной четверти. Примером тем элективных курсов могут служить: «Системы счисления», «Задачи с параметрами», «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» и т.д. Элективный к ...
Характеристика упражнения, приучения как методов воспитания,
особенности их реализации на занятиях физической культурой и спортом
Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом. Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся, именуют методом воспитания либо методом обучения. Разделение средств и методов на воспитательные и образовател ...