В настоящее время заметно возрос интерес психологов, педагогов, в частности дидактов, к игре как средству развития познавательного интереса.
Немецкий психолог К. Гросс, в начале ХІХ в. первым предпринявший попытку систематизировать изучение игры, называет её начальной школой поведения. По его мнению, какими бы внешними или внутренними факторами не мотивировались игры, их смысл именно в том, чтобы стать для ребёнка школой жизни.
Современная психология определяет, что игра охватывает все периоды жизни человека,что это вовсе не возрастной признак, а важная форма его жизнедеятельности. С игрой связана вся жизнь человека, изменяются лишь мотивы игры, формы проведения, степень проявления чувств и эмоций.
Игра — явление многогранное, как феномен культуры она учит, развивает, даёт возможность отдохнуть.
Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности ребенка.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
ü развлекательную: это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
ü коммуникативную: освоение диалектики общения;
ü самореализации в игре как в полигоне человеческой практики;
ü игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
ü диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
ü коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показаний;
ü межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
ü социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.
В структуру игры как деятельности органично включаются целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
Ø роли, взятые на себя играющими;
Ø игровые действия как средство реализации этих ролей;
Ø игровое употребление предметов, т. е. замещение вещей игровыми, условными;
Ø реальные отношения между играющими;
Ø сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с давних времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике.
Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровые ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций в урочной форме происходит по таким основным направлениям:
Ø дидактическая цель перед учащимися ставится в форме игровой задачи;
Ø учебная деятельность подчиняется правилам игры;
Ø учебный материал используется в качестве ее средства;
Ø в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
Ø успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:
ü обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
ü познавательные, воспитательные, развивающие;
ü репродуктивные, продуктивные, творческие;
ü коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотерапевтические.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
Информация по теме:
Приемы решения физических
задач
Условно структуру деятельности по решению задачи можно представить следующим образом: Решение любой задачи, и не только физической, начинается с анализа условия. Учащийся должен осознать условие, увидеть физическое явление, о котором идет речь в задаче. На этапе поиска решения ученик вспоминает физ ...
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения окружающего мира ученик должен знать: – название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села); – государственную символику России; – государственные праздники. – основные свойства воздуха, воды; – условия, необходимые для жизни живого сущест ...
Особенности отношения к семье как биосоциальной структуре общества детей
младшего дошкольного возраста
Экспериментальное исследование проходило на базе детского сада №40 «Алёнушка» в течение 6 месяцев с 20.08.2007 г. по 6.02.2008 г. Для исследования были взяты дети второй младшей группы в количестве 26 человек. Психолого-педагогический эксперимент проходил в 3 этапа: - констатирующий эксперимент (20 ...