Проблема эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения в последнее время, безусловно, остаётся значимой в современном художественно-образовательном пространстве. Это обусловлено, прежде всего, тем, что общественно-политические изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране, выдвинули новые требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения. В условиях модернизации современного образования формирующееся педагогическое мышление позволило по достоинству оценить все возможности использования в обучении дидактической игры, как эффективного вида и формы организации учебно-воспитательного процесса, оптимизирующего его.
Факты активного применения дидактической игры в образовательной практике общеобразовательной школы доказывают методическую целесообразность дидактически обоснованной разработки её технологии как средства повышения эффективности преподавания.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Заложенный в детях творческий потенциал реализуется наиболее полно, если образовательный процесс выносится за рамки традиционного обучения. Плюсы дополнительного образования заключаются в том, что детям предоставляется возможность попробовать себя в различных видах деятельности, ориентирует на выбор профессии и способствует развитию индивидуальности.
Урок - главная составная часть образовательного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной степени сосредоточивается на уроке. В мастерской каждого учителя существует большое количество разнообразных приемов и средств, позволяющих поддерживать высокий уровень преподавания. Время вносит свои коррективы в образовательный процесс, поэтому арсенал методических средств каждого педагога постоянно пополняется.
Игровые технологии в обучении, пожалуй, самые древние и давно заняли прочное место в практике проведения уроков. Игра помогает учащимся по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению интереса к учебному предмету. Использование игровых технологий на уроках помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, способствует развитию познавательного интереса к учебному предмету.
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразовательную к главной цели — творчески-поисковой деятельности.
В игре проявляются и развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Она является одной из генетических основ художественного творчества, способствующая его формированию и сопровождающая его.
Об учебном, развивающем значении игры высказывались философы, мыслители, учёные: Платон, Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, К. Ушинский, Л. Толстой. Проблемы использования игр в учебно-воспитательном процессе изучали известные педагоги-практики, новаторы — А. Макаренко, В. Сухомлинский, В. Яковлев.
В советской психологии теорию игры, исходящую из признания ее социальной природы, разрабатывали Е.А. Аркин, Л.С.Выгодский, А.Н. Леонтьев. Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д.Б. Эльконин определяет игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением.
Проблеме развития творческого потенциала учащихся в игровых ситуациях на уроках изобразительного искусства и художественного труда посвящены работы Б. Неменского, Б. Юсова, С. Коновец, В. Тименко.
В дидактическом словаре-справочнике К. Баханова игра представлена как "вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воспроизведение и усвоение общественного опыта, в котором создаётся и совершенствуется самоуправление поведением".
Правильно организованная интересная дидактическая игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, тренирует волевые качества ребёнка.
Игровая модель обучения призвана реализовывать, помимо основной дидактической цели, ещё и комплекс задач: обеспечение контроля над эмоциями; предоставление ребёнку возможности самоопределения; воодушевление и помощь в развитии творческого воображения; предоставление возможности развития навыков сотрудничества (в социальном аспекте), а также развития умений формулировать и высказывать своё мнение. педагогический изобразительный дидактический игра
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению изобразительного и декоративно-прикладного искусства
Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические и творческие процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Из всех значений игры нас в основном интересует ее роль в становлении, формировании личности, ее значении как средства духовно- нравственного и эстетического развития ребенка, подростка, юноши в процессе воспитания и обучения, и в частности на уроках изобразительного искусства.
Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время в современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Несмотря на обширный педагогический опыт по совершенствованию художественного образования, выявляется недостаточность теоретической и практической разработанности данного вопроса, в частности, проблемы повышения эффективности преподавания изобразительного искусства через использование художественно-дидактической игры.
Сформулированная проблема обусловила выбор темы исследования: Применение игровых педагогических технологий в процессе обучения детей изобразительному искусству в школе
Исходя из вышесказанного, целью исследования мы поставили: рассмотреть и изучить вопрос применения игровых педагогических технологий в процессе обучения детей изобразительному искусству.
В соответствии с поставленной проблемой, целью проводимого исследования ставятся и решаются следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Определить виды дидактических игр, используемых в обучении школьников.
3. Определить значение использования дидактических игр на всех этапах обучения.
4. Разработать методику проведения отдельных уроков с использованием игровых технологий.
Исходя из вышесказанного, в качестве гипотезы выступает следующее предположение: использование художественно-дидактических игр на занятиях будет эффективно.
Объектом исследования выступает процесс обучения школьников изобразительного искусству.
Предмет исследования: художественно-дидактическая игра в процессе обучения школьников изобразительному искусству.
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати. Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений.
Информация по теме:
Анатомо-физиологические и психические особенности
детей среднего и старшего школьного возраста
В старшем школьном возрасте происходит дальнейшее повышение физического и психического уровня развития человека. К 16-17 годам завершается развитие центральной нервной системы. Высшего уровня развития достигает аналитическая деятельность коры головного мозга, приводящая к качественным изменениям в ...
Экспериментальное исследование физической подготовленности школьников с
нарушением интеллекта
Одним из важнейших условий, способствующих лучшей реализации системы физического воспитания и оздоровления учащихся, является систематическое наблюдение (педагогическая диагностика и мониторинг) за состоянием и сдвигами (динамикой) показателей двигательной подготовленности учащихся, достигаемой ими ...
Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках
педагогического процесса
Итак, одна из значимых профессиональных обязанностей учителя это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния. В систему отношений “учитель родители учащихся” учитель вовлекается объекти ...