Религиозно-духовная культура всегда являлась частью жизни народа, в ней по-своему воплощены черты его характера, психологии, особенностей быта, история; в ней накоплено большое количество произведений, имеющих высокую эстетическую и нравственную ценность.
Духовная культура представляется тем пластом творчества, при помощи которого возможно действенное решение многих воспитательных задач. Изначальная обращенность духовного искусства к человеческой душе, глубокая нравственность религиозных заповедей, возвышенная красота обрядов и ритуалов – все эти качества христианской культуры и по сей день не утратили своей огромной воспитательной ценности, несмотря на многолетние запреты и гонения.
Возможно, в силу перечисленных свойств, столь близких духовной природе человека с ее вечным стремлением к гармонии, люди любого возраста обнаруживают отзывчивость и понимание христианских идей, веру в их воспитательное и очищающее воздействие. Разумеется, огромную роль здесь играет искусство – в том числе музыкальное, сумевшее поднять этическое значение религии на большую высоту.
Мы обращаемся к духовному искусству еще и потому, что оно направлено на любовь к людям, направлено к душе человека и одновременно соединяет его с Большим Миром – Вселенной, а для верующих людей – с Богом. В этом заключается великая объединяющая сила религиозной культуры. Человек мыслится в ней как часть огромного мироздания, как часть великой гармонии, которую нельзя разрушать. Духовное искусство призывает человека к красоте мыслей, чувств, поступков, к внутренней дисциплине и гармонии с самим собой, окружающим миром. Человек должен творить добро, хотя у него всегда есть право выбора в своих поступках, руководствоваться он должен высшими нравственными критериями: любовью, вниманием, состраданием, прощением, чтобы не выступала на первое место забота только о личном благе.
Остановимся на основных положениях христианской нравственности, которые помогут нам отчасти ответить на вопрос: почему во все века люди обращались к библейским и евангельским сюжетам, образам, мыслям, ища в них ответ на жгучие вопросы своего времени.
Целый свод нравственных правил заключен в Нагорной проповеди Иисуса Христа. В Евангелии от Луки это 6, 7 главы. Одно из них гласит: «Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам . какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».
«Сие заповедаю вам, да любите друг друга».
« .возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,— вот первая заповедь. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповедей нет».
«Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас . Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
«Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место . ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится».
«Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится и скажет: каюсь, — прости ему».
Информация по теме:
Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с
природными объектами
Антропоцентризм современного сознания привел к тому, что в науке выработалась устойчивая парадигма: «природа как окружающая среда». Но природа это не только безликая «окружающая среда», которая, наряду с антропогенной средой, окружает человека, это и совершенно конкретные луг, лес, дерево около дам ...
Понятие «стертая дизартрия», как медико-психолого-педагогическая проблема
Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина). Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедичес ...
Особенности развития у дошкольников представления о весе предметов и
способах его измерения
Развитие представление о массе предметов основывается на овладении ребенком «идеальным действием», которое включает 3 компонента: - ориентировочное (взять в руки, положить на направленные в верх ладони); - обследование-сопоставление (движение руками, имитирующие весы, - «взвешивание на ладони»); - ...