Что же дает изучение духовной культуры школьнику в современной социокультурной среде? Во-первых, собственно знания, накопленные человечеством и облеченные в различные образно-философские формы и жанры. Во-вторых, постижение огромного жизненного опыта, сконцентрированного за несколько тысячелетий, наблюдение за окружающим миром и осознание человеком себя в этом мире. В-третьих, понимание широкой исторической перспективы. Мысли, рожденные в прошлом, должны будить мысли настоящего времени, для того чтобы жить в будущем. Наконец, знание основ религиозной культуры даст и верное восприятие многих светских произведений, в которых авторы обращались к религиозным сюжетам и образам. Примечателен тот факт, что с 24 по 29 июня 2008 года в Москве прошел Архиерейский Собор, посвященный 1020-летию Крещения Руси, где помимо прочих вопросов обсуждался вопрос о введении в школьное образование курса «Основы православной культуры».
Софья Сергеевна Куломозина, изучая вопросы духовно-нравственного развития детей, предлагает следующее соотношение этапов развития мышления подростка с религиозно-педагогическим материалом, усваиваемым на этом уровне развития.
Таблица 1
Этапы развития мышления |
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития |
Семья. Усиливается критическое отношение к родителям, предшествующее «бунту» подростков, но все еще сохраняется почти фанатическая лояльность по отношению к семейным привычкам и мнениям. Дети все еще нуждаются в нравственной поддержке семьи. |
Детям этого возраста весьма полезно знакомиться с рассказами из Ветхого и Нового Завета и житий святых, в которых поднимается вопрос семейных конфликтов, как, например, конфликт Иосифа с братьями, роль старшего сына в притче о блудном сыне и др., причем важно разобраться в мотивах обеих сторон. Полезен бывает рассказ о двенадцатилетнем отроке Иисусе в храме, в котором повествуется о видимом Его непослушании Матери и Иосифу. |
Представление о своей личности. Сознание самого себя как личности усиливается. Дети глубже ощущают радость, успех, неудачи, разочарования. Различных знаний и умений у них накопилось много, но мышление все еще довольно поверхностное, и это часто приводит к легкомысленному рационализму и отрицанию того, во что они верили в раннем детстве, к насмешливому отношению ко многому. Они способны усваивать логические объяснения и выводы, если они достаточно конкретны. |
Полезно познакомить подростков с более глубоким смыслом тех событий Священной Истории, которые они до сих пор знали, как, например, рассказы о догмате Святой Троицы, о смысле искупления, о Царстве Божием, о жизни после смерти. Необходимо постараться углубить христианское понимание их отношений с другими – дружбы, ответственности (притча о талантах), сочувствия, послушания. Разбор Нагорной проповеди с примерами из современной жизни может принести большую пользу. |
Отношение к окружающей среде. Влияние школьной среды весьма сильно, но намечается процесс «отбора», « своя компания», мнение которой особенно авторитетно. Девочки начинают интересоваться мальчиками, но мальчики предпочитают общество мальчиков. Живой интерес к поведению молодежи старшего возраста и стремление подражать им. |
В этот период особенно усиливается раздробленность сознания детей между областью веры и жизни. Педагог призван пробуждать у них чувство христианской ответственности в отношениях с окружающей средой, сверстниками и взрослыми. Следует сделать акцент на значении выбора – на необходимости самому делать выбор. С этой точки зрения следует по- новому рассмотреть давно известные притчи, как, например, притчу о милосердном самарянине. Хорошо предоставить детям возможность привести примеры из современной жизни. |
Понятие о Церкви. В раннем подростковый период посещение храма кажется скучной обязанностью, которая исполняется охотно, если они принимают какое-нибудь участие в службе – прислуживают, поют и т. д. Большое значение приобретают друзья - сверстники в храме. Дети яснее сознают противоречия между христианским церковным мировоззрением и взглядами, царящими в окружающем обществе, и стараются обрести удовлетворительные ответы. В более поздний подростковый период участие в церковной жизни становится более трудным и приобретает большее значение, многие реагируют на церковные правила как на подавление личной свободы, поэтому часть детей, в этом возрасте, отходит от церкви. Другая часть подростков склонна искать в храме защиты и утешения. Если сохранилась либо приобретается привычка приходить к исповеди, то хороший духовник оказывает большое влияние на их духовный рост. |
Необходимо помочь детям продумать смысл христианской жизни. Д ля более глубокого понимания следует поразмышлять над смыслом Таинств. Что значит в их ежедневной жизни, причащение Святых Тайн? Что значит покаяние? В чем смысл крещения? Недостаточно знать обряд, важно понимать значение Таинства в собственной жизни. Важно комбинировать различные формы общения детей: поездки, паломничества, посещение разных приходов. Изучение истории Церкви по темам помогает подросткам лучше понять значение Церкви. Участие в хоре, в приходской работе, прислуживание в храме весьма благотворно сказывается на духовном росте детей. Полезна искренняя дружба с любящими молодежь верующими взрослыми. Но самым главным является влияние мудрого духовного наставника. |
5.Понятие об окружающем мире. Собственные накопленные несколько наивные представления о мире больше не удовлетворяют подростков. В своем сознании им трудно объединить веру в благой Божий промысел с тем, что они видят в повседневной жизни. Отсюда появляется неподдельный скептицизм, и многие отходят от церкви. В сложившейся ситуации им трудно разрешить конфликт между наукой и религией. Школьное преподавание отрицательно относится к роли Церкви, а нетерпимость подростков к лицемерию и неискренности заставляет сомневаться в полезности веры знакомых людей. |
Основная задача этого периода – показать, что объективное, критическое мышление совместимо с верой, не противоречит ей. Необходимо, чтобы подростки услышали от церковных людей компетентное и объективное изложение «законов науки» и «научного мышления». Дети легко подмечают слабые места в аргументации недостаточно образованных защитников веры. Также весьма полезно привлекать молодежь к посильной помощи нуждающимся, благотворительной деятельности. |
6.Понятие о Боге. Наивные представления сменяет более сознательная и одухотворенная вера. Иисуса Христа им теперь легче представить себе как историческую личность. Они могут следить за ходом отвлеченной мысли, и простые богословские объяснения им понятны и интересны. Более старшие подростки склонны думать о Боге в абстрактных терминах, поскольку интерес к собственной жизни и общению со сверстниками гораздо сильнее. |
Младшие подростки готовы воспринимать основные истины богословия и вероучения: понятия о Боге, Святой Троице, видимом и невидимом мире, добре и зле, проявлении воли Божией и промысла Божия. Для этого следует использовать рассказы из Священного Писания как примеры и иллюстрации. Главная цель в занятиях со старшими подростками - помощь разобраться в том, что они сами думают, во что они верят и что это для них значит. Поскольку личную веру и проблемы познания Бога трудно сделать предметом обсуждения в группе, а проповедей подростки слушать не любят, то вполне приемлемой формой занятий является ознакомление с интересной биографией, в которой поднимаются спорные вопросы, и обсуждение ее. |
7.Молитва. Личная молитва за обязательным ежедневным исполнением которой следили родители, чаще всего оставляется, но молитвы добровольные могут быть искренними и глубокими. |
Следует более глубоко объяснять смысл богослужебных молитв, их отношение к нашей ежедневной жизни. Лучшее понимание богослужебных молитв облегчает детям часто утомительное посещение служб. Беседы о молитве с использованием таких книг, как «Записки» отца А. Ельчанинова и других современных православных богословов, могут принести большую пользу, если участие в группе добровольно. |
8. Понимание символизма. Религиозная символика в богослужении, текстах и вероучении понимается без труда. Что способствует пробуждению интереса и дает возможность подросткам ставить разумные вопросы. |
Необходимо объяснять не только смысл обряда, но и проводить параллели с их собственной, сегодняшней жизнью в современных условиях. Важно, чтобы подростки поняли разницу между «символическим» и «фантастическим». |
9. Нравственные понятия. У младших подростков нравственная оценка поступков еще в какой-то мере зависит от неодобрения или одобрения окружающих: сверстников, родителей, педагогов. Хотя необходимость в общении со сверстниками очень сильна, но чувство личной нравственной ответственности может идти вразрез с мнением товарищей. Также появляется чувство нравственной неудовлетворенности собой и своими поступками. «Нравственный вкус» в значительной степени формируется под влиянием программ телевидения, радио, журналов и примера старших подростков. |
Основной задачей является помочь найти верные и приемлемые для подростков критерии нравственности, помочь им узнать как православие освещает понимание личной жизни человека. |
10. Историческое сознание Характерен интерес прошлым, историей, старинными предметами, собирание сувениров, составление коллекций, посещение музеев, чтение исторических романов, просмотр программ на исторические темы. У старших подростков появляется интерес к развитию личности в иные времена. |
Очень полезно изучение исторического процесса в жизни Церкви. Тема старообрядчества в Русской Церкви, разделение Церквей, историческое изучение Библии помогут углубить понимание Православия. Знания о православной вере и Священном Писании нужно рассматривать в исторической связи и перспективе, оно не должно быть статичным и музейным. |
Информация по теме:
Требования к уровню подготовки выпускников
Требования к уровню подготовки выпускников (далее – требования) – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего ...
Особенности управления инновационными процессами
Управление процессами, происходящими в учреждениях образования, - один из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Особое значение имеет это положение, когда речь идет об управлении инновационными процессами, определяющими векторы развития образовательных систем вс ...
Методы сбора и обработки текущей информации в теории физического воспитания
Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно – воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерность и конкретность объекта наблюдения, во- ...